Тема ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1. В конце XIX — начале XX веков в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». По характерным признакам определите эти направления в литературе.
1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.
2. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.
3. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.
а) Символизм;
б) акмеизм;
в) футуризм.
2. К какому литературному направлению были близки ниже названные писатели и поэты:
1. Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский.
2. Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Блок, А. Белый;
3. А. Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий.
а) Символизму;
б) акмеизму;
в) футуризму.
3. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»:
а) И. Северянин;
б) В. Хлебников;
в) 3. Гиппиус.
4. К какой группе символистов относились поэты В. Брюсов и К. Бальмонт:
а) старшие символисты;
б) младшие символисты.
5. Представители трех основных модернистских течений в русской литературе — символисты, акмеисты и футуристы — имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких к той или иной поэтической группе.
1. Вечера в Политехническом музее.
2. «Башня» Вячеслава Иванова.
3. Кабаре «Бродячая собака».
6. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьева:
а) футуристов;
б) акмеистов;
в) символистов.
7. Как назывался манифест футуристов:
а) «Дохлая луна»;
б) «О прекрасной ясности»;
в) «Пощечина общественному вкусу»;
г) «Долой Пушкина с корабля современности!»
8. Символ — троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):
а) аллегоричность;
б) недосказанность;
в) неисчерпаемость;
г) расчет на восприимчивость читателя.
9. Лирический герой — это:
а) условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор;
б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами;
в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.
10. Соотнесите приведенные особенности творчества с лирическими героями названных ниже поэтов.
1. Непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями.
2. Стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика.
3. Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.
а) В. Брюсов;
б) М. Кузмин;
в) К. Бальмонт.
11. Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия:
1. М. Кузмина.
2. К. Бальмонта.
3. В. Брюсова.
а) Музыка;
б) скульптура;
в) театр.
12. Определите литературное направление, течение (символизм, акмеизм, футуризм).
1. Вся мысль моя — тоска по тайне звездной... Вся жизнь моя — стояние над бездной... Одна загадка — гром и тишина,
И сонная беспечность, и тревога,
И малый злак, и в синих высях Бога
Ночных светил живые письмена...
1. Он верит в вес, он чтит пространство, Он нежно любит матерьял.
Он вещество не укорял
За медленность и постоянство.
3. Какие наглецы — скажут некоторые, Нет, они святые, возразят другие. Но мы улыбнемся, как боги,
И покажем рукою на Солнце.
13. Определите литературное направление, течение (символизм, акмеизм, футуризм).
1. Для нас Державиным стал Пушкин, - Нам надо новых голосов!
2. Мы неведомое чуем
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
3. Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы -
Вот первый поДвиг.
Подвиг новый —
Живой земле пропеть хвалы.
14. Что называется ритмикой стихотворения:
а) способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики;
б) мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодии и пауз;
в) звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.
15. Назовите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:
а) ямб;
б) анапест;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
16. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:
Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине,
Ярко видится мне.
а) Дактиль;
б) амфибрахий;
в) анапест.
17. Какому поэту принадлежат эти строки:
1. Белая роза дышала на тонком стебле,
Девушка вензель чертила на зимнем стекле.
Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег.
Грезы томили все утро предчувствием нег.
2. Я, интуит с душой мимозовой, Постиг бессмертия процесс,
В моей стране есть терем грезовый
Для намагниченных принцесс.
3. И тот же день, и та же ночь; И прошлого докучный рой... Не превозмочь, не превозмочь!.. Кольцом теней, о ночь, покрой!
4. Огнивом-сечивом высек я мир,
И зыбку-улыбку к устам я поднес,
И куревом-маревом дол озарил,
И сладкую дымность о бывшем вознес.
5. Я опять иду по скалам, пью студеные струи; Под дыханьем океана раны зажили мои.
Но, вступая, обновленный, в неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не прокляну.
а) Андрею Белому;
б) Николаю Гумилеву;
в) Велимиру Хлебникову;
г) Валерию Брюсову;
д) Игорю Северянину.
18. Какому поэту посвящены эти строки:
1. Родясь дельцом и стать сумев поэтом, Как часто голос свой срывал фальцетом, В ненасытимой страсти все губя!
Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он, — прежде всех, — себя...
2. Вечно вольный, вечно юный, Ты как ветер, как волна,
Речь твоя поет, как струны,
Входит в души, как весна.
3. Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто...
4. И путешественник, войдя в шатер, В стихах свои писания описьмил. Уж как Европа Африку не высмей, Столп огненный — души ее простор.
5. Безумствующий умник ли он или Глупец, что даже умничать не в силе Вопрос, где нерассеянная мгла.
Но куклу заводную в амбразуре
Не оживит ни золото лазури,
Ни переплеск пенснэйного стекла...
а) Николаю Гумилеву;
б) Андрею Белому;
в) Игорю Северянину;
д) Константину Бальмонту.
Эталоны правильных ответов:
1) 1в, 2а, 3б; 2) 1в, 2а, 3б; 3) а; 4)а; 5) 1в, 2а, 3б; 6) в; 7) г; 8) г; 9) а; 10) 1в, 2а, 3б; 11) 1в, 2а, 3б; 12) 1а, 2б, Зв; 13) 1в, 2а, 3б; 14) б; 15) в; 16) а; 17) 1г, 2д, За, 4в, 5б; 18) 1г, 2д, Зв, 4а, 5б.