menu
person

Тема №7506

Ответы к тестам по литературе 8 класс 18656 (Часть 1)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Песни

Вариант 1

ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ

Вдоль по улице метелица метет,

За метелицей мой миленький идет;

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,

На твое ли что на белое лицо.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела,

Иссушила добра-молодца меня.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

В1. К какой группе народных песен относится эта песня?

В2. Назовите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся

с определяемым словом: «белое лицо», «добра молодца».

ВЗ. Как называется композиционный прием: в тексте трижды

встречается фраза «Ты постой, постой, красавица моя...»?

В4. Выпишите из текста два однокоренных слова, выражающих от­

ношение героя к героине.

В5. Как называется описание природы в литературном произведе­

нии: «Вдоль по улице метелица метет»?

5

Cl. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

С2. Какие известные вам стихотворения русских поэтов тематиче­

ски сближаются с этой песней?

Вариант 2

ПУГАЧЕВ В ТЕМНИЦЕ

Ты звезда ли моя, звездочка,

Высоко ты, звездочка, восходила:

Выше леса выше темного,

Выше садика зеленого.

Становилась та звездочка

Над воротами решетчатыми.

Как во темнице, во тюремнице

Сидел добрый молодец,

Добрый молодец Емельян Пугачев.

Он по темнице похаживает,

Кандалами побрякивает:

«Кандалы мои, кандалики,

Кандалы мои тяжелые!

По ком вы, кандалики, доставалися?

Доставались мне кандалики,

Доставались мне тяжелые

Не по тятеньке, не по маменьке —

За походы удалые, за житье свободное!»

В1. К какой группе народных песен относится эта песня?

В2. Назовите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся

с определяемым словом: «добрый молодец», «темный лес».

ВЗ. Как называется композиционный прием: «Доставалися мне кан­

далы, доставалися мне тяжелые»?

В4. В тексте песни противопоставляются «кандалы тяжелые»

«житью свободному». Как называется этот художественный

прием?

В5. Как называется описание природы в литературном произведе­

нии:

6

Ты звезда ли, моя звездочка,

Высоко ты, звездочка, восходила —

Выше леса, выше темного,

Выше садика зеленого?

С1. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

С2. Кто из известных вам героев русской литературы ценил удаль и

свободу?

СЗ. Как русские народные песни отражают сущность фольклора

(в буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость)?

7

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вариант 1

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­

вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери —

благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­

подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так:

не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других

людей, юлос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа,

которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же

его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­

нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю

Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­

шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один,

й прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­

ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и

князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел

некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами

Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица

Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости

его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­

вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не

видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».

И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­

зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­

дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­

ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда

дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю

Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу

попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».

Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­

цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и

стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный,

Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю,

оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая

чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Гос­

8

поди, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся

со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­

чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же

Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­

рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе

Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием,

иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­

верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это,

пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­

рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

В1. Как называется изображение внешности героя в литературном

произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его

как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа...»?

В2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­

ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­

ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­

ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про

себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

В4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­

ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в

силе Бог, но в правде»?

В5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос

как труба в народе»?

В6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­

разительности: «разгорелся сердцем».

В7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой

дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­

венный прием?

С1. Какие черты личности Александра Невского представлены в

этом фрагменте?

9

С2. Кто из известных вам героев русской литературы отличался

мужественностью и самоотверженностью?

Вариант 2

СУД ШЕМЯКИН

В некоих местах жили два брата: один богатый, другой бедный.

Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудно­

сти его. По некотором времени пришел бедный к богатому просить

лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хо­

тел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить

не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хо­

мута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря:

«И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута. По­

шел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лоша­

ди и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню.

Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом

через подворотню и оторвала себе хвост. И вот бедный привел к бра­

ту своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хво­

ста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь,

испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в

город, к Шемяке судье. А бедный брат, видя, что брат пошел бить

на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за

ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам

проездные платить.

В1. «В некотором месте жили два брата...». Назовите сказочный

элемент, который используется в тексте повести.

В2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена

«порчи» лошади?

ВЗ. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как

называется этот художественный прием?

В4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­

ражение: «Шемякин суд»?

В5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать

прошение в суд».

10

В6. Укажите род занятий героев повести.

В7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­

зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­

смешке?

С1. По каким признакам противопоставлены в повести два брата?

На чьей стороне автор?

С2. В каких известных вам литературных произведениях встречает­

ся тема суда и осуждения?

СЗ. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­

временному читателю и почему?

К.Ф. Рылеев

СМЕРТЬ ЕРМАКА

Ревела буря, дождь шумел;

Во мраке молнии летали,

И бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали...

Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой

На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,

Побед и громозвучной славы,

Среди раскинутых шатров

Беспечно спали близ дубравы.

«О, спите, спите, — мнил герой, —

Друзья, под бурею ревущей;

С рассветом глас раздастся мой,

На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон

И в бурю храбрых успокоит;

В мечтах напомнит славу он

И силы ратников удвоит.

Кто жизни не щадил своей

В разбоях, злато добывая,

Тот думать будет ли о ней,

За Русь святую погибая?

11

Своей и вражьей кровью смыв

Все преступленья буйной жизни

И за победы заслужив

Благословения отчизны, —

Нам смерть не может быть страшна;

Свое мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы — не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел

Уже сидел с героем рядом

И с сожалением глядел

На жертву любопытным взглядом.

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали;

И бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,

Вздымалися седые волны

И рассыпались с ревом в прах,

Бия о брег козачьи челны.

С вождем покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала;

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,

Кучум к шатрам, как тать презренный,

Прокрался тайною тропой,

Татар толпами окруженный.

Мечи сверкнули в их руках —

И окровавилась долина,

И пала грозная в боях,

Не обнажив мечей, дружина...

Ермак воспрянул ото сна

И, гибель зря, стремится в волны,

Душа отвагою полна,

Но далеко от брега челны!

Иртыш волнуется сильней —

Ермак все силы напрягает

И мощною рукой своей

Валы седые рассекает...

Плывет... уж близко челнока —

Но сила року уступила,

И, закипев страшней, река

Героя с шумом поглотила.

Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною,

Тяжелый панцирь — дар царя —

Стал гибели его виною.

12

Ревела буря... вдруг луной

Иртыш кипящий серебрился,

И труп, извергнутый волной,

В броне медяной озарился.

Носились тучи, дождь шумел,

И молнии еще сверкали,

И гром вдали еще гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Вариант 1

В1. Назовите жанр произведения.

В2. Как называется повторение в стихотворной речи одинаковых со­

гласных звуков с целью усиления ее выразительности: Ревела

буря, дождь шумел, во мраке молнии летали, и беспрерывно

гром гремел?

ВЗ. Напишите название термина, обозначающего скрытое сравнение:

«Своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни».

В4. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «Ку-

чум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой».

В5. Назовите героя произведений устного народного творчества, ко­

торому уподобляется Ермак.

С1. Какова роль описания природы в этом произведении?

С2. В каких известных вам литературных произведениях герой меч­

тает о подвигах и славе?

Вариант 2

В1. События какого века изображены в произведении?

В2. Как называются художественные определения в произведении:

«страна суровая и угрюмая», «дикий берег», «громкозвучная

слава»?

ВЗ. Укажите название художественного приема: в тексте трижды

используется словосочетание «Ревела буря...».

13

В4. Как называется средство иносказательной выразительности:

«С Кучумом буря не дремала»?

В5. Определите размер, которым написано стихотворение.

С1. Кто виноват в гибели Ермака и его соратников?

С2. Что сближает это произведение с произведениями устного на­

родного творчества?

СЗ. Можно ли Ермака в изображении Рылеева назвать подлинным

героем? Обоснуйте свою точку зрения.

И.Л. Крылов

Вариант 1

ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ

Лягушкам стало не угодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:

Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,

И плотно так он треснулся на царство,

Что ходенем пошло трясинно государство:

Со всех Лягушки ног

В испуге пометались,

Кто как успел, куда кто мог,

И шепотом Царю по кельям дивовались.

И подлинно, что Царь на диво был им дан:

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан,

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

Сначала, чтя его особу превысоку,

Не смеет подступить из подданны х никто:

Со страхом на него глядят они, и то

Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;

Но так как в свете чуда нет,

К которому б не пригляделся свет,

14

То и они сперва от страху отдохнули,

Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули;

Сперва перед Царем ничком;

А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком;

Дай попытаться сесть с ним рядом;

А там, которые еще поудалей,

К царю садятся уж и задом.

Царь терпит все по милости своей.

Немного погодя, посмотришь, кто захочет,

Тот на него и вскочит.

В три дня наскучило с таким Царем житье.

Лягушки новое челобитье,

Чтоб им Юпитер в их болотную державу

Дал подлинно Царя на славу!

Молитвам теплым их внемля,

Послал Юпитер к ним на царство Журавля.

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву;

Не любит баловать народа своего;

Он виноватых ест: а на суде его

Нет правых никого;

Зато уж у него

Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.

На жителей болот

Приходит черный год.

В Лягушках каждый день великий недочет.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого, кого ни встретит он,

Тотчас засудит и — проглотит.

Вот пуще прежнего и кваканье и стон,

Чтоб им Юпитер снова

Пожаловал Царя инова;

Что нынешний их Царь глотает их, как мух;

Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)

Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;

Что, наконец, их Царь тошнее им засух.

«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?

Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —

Покоя не было от вас?

Не вы ли о Царе мне уши прошумели?

Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан — так этот очень лих:

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

В1. Как называется изображение внешности героя в литературном

произведении?

И подлинно, что Царь на-диво был им дан:

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан,

Ну, посмотреть, так это чудо!

15

В2. Укажите название средства иносказательной выразительности:

«Царь этот был осиновый чурбан».

ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «молитвам теплым».

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Гло­

тает их, как мух»?

В5. Назовите обязательный композиционный элемент басни: Живи­

те с ним, чтоб не было вам хуже.

С1. Каков аллегорический смысл образов лягушек и болота в этой

басне?

С2. В каких еще известных вам произведениях одной из ведущих

является тема власти?

Вариант 2

ОБОЗ

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень. Косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять!

А тут бы влево лишь принять,

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору;

А то и под гору и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнем!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезем, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

16

Но только под гору она перевалилась —

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок,

Пустился конь со всех четырех ног

На славу;

По камням, рытвинам пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В1. Назовите обязательный композиционный элемент басни;

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В2. Назовите фамилию полководца, аллегорически воспроизведен­

ного в образе «доброго коня».

ВЗ. Как называется изобразительно-выразительное средство:

Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак?

В4. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «конь добрый», «лошадь молодая».

В5. Укажите название скрытой насмешки: «Пустился конь со всех

четырех ног на славу».

С1. Какова историческая основа басни?

С2. В каких известных вам произведениях литературы осуждается

недальновидность, хвастовство, отсутствие подлинного умения у

героя?

СЗ. Почему басни Крылова, написанные почти два века назад, по­

нятны и интересны современному читателю?

17

А.С. Пушкин

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Вариант 1

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела...

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я

увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остано­

виться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь

меня на старости лет посреди этих мошен...» — А, старый хрыч! —

сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич,

усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня

старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зай-

чьем тулупе и упоминать уж не стану».

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева.

К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным

намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кла­

нялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту

мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Че­

рез несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал

уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соедине­

ния... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя

судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно

был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кро­

вожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей

любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова;

озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать

истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной?

Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом...

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с во­

просом:

«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»

— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин;

вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибит­

ке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не

только на его пощаду, но даже и на помощь.

18

«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел,

что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал

на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не

согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин

не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп.

Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ва­

ша братья».

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным

его оспоривать и не отвечал ни слова...

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умни­

чают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче

они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них

самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет

помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и уда­

стся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали,

сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. —

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая

калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица,

отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только

тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты

пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай

попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон.

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать

да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и

сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью,

лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова

калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем

значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба

мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин за­

тянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибит­

ка летела по гладкому зимнему пути...

19

В1. Куда отправились герои фрагмента?

В2. От чьего лица ведется повествование в романе?

ВЗ. Как называется жанр повествования от лица автора о реальных

событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?

В4. Укажите название композиционного элемента текста, который

занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­

вое общение персонажей.

В5. Как в литературоведении называют средство иносказательной

выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса ста­

новились дыбом»?

В6. Как в литературоведении называется прием иносказательного

изображения отвлеченной идеи при помощи конкретного образа,

использованный в сказке, которую рассказал Пугачев?

В7. Укажите название изобразительного средства: «унылая песня»,

«по гладкому зимнему пути» и др.

С1. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринев и Пугачев?

С2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в

«Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в

своих произведениях исторические события?

СЗ. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они

связаны с идейным содержанием произведения?

Вариант 2

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простира­

лись печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все по­

крыто было снегом.

Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по

следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал по­

сматривать в сторону, и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и

сказал:

20

— Барин, не прикажешь ли воротиться?

— Это зачем?

— Время ненадежно: ветер слегка подымается; — вишь, как он

сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

— А вон-вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое при­

нял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что

облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали

ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал во­

ротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться

заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали

дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко

обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и посте­

пенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопья­

ми. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо

смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин», — закричал

ямщик — «беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с та­

кой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег за­

сыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.

— «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. —

«Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка; невесть и так куда

заехали: дороги нет, и мгла кругом. — Я стал было его бранить. Са­

вельич за него заступился:

«И охота было не слушаться», — говорил он сердито, — «воро­

тился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до

утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро

бы на свадьбу!» — Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так

и валил. Около кибитки подымался сугроб.

Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик хо­

дил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я

глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или до­

роги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...

Вдруг увидел я что-то черное.

21

— «Эй, ямщик!» — закричал я, — «смотри: что там такое черне­

ется?» Ямщик стал всматриваться.

— А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не

воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или

волк или человек.

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал

подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с че­

ловеком.

— «Гей, добрый человек!» — закричал ему ямщик. — «Скажи, не

знаешь ли, где дорога?»

— Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе, — отвечал дорож­

ный, — да что толку?

— Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сто­

рону?

Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

— «Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу,

исхожена, изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз

собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось бу­

ран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам».

Его хладнокровие ободрило меня.

В1. От чьего лица ведется повествование в романе?

В2. Кем впоследствии оказался «дорожный»?

ВЗ. Назовите род литературы, к которому относится данное произ­

ведение.

В4. Укажите название композиционного элемента текста, который

занимает важное место в данном фрагменте, изображая картины

природы: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пере­

сеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солн­

це садилось...»

В5. В приведенном фрагменте центральное место занимает разговор

действующих лиц. Как называется разговор действующих лиц в

литературном произведении?

В6. Как в литературоведении называют средство иносказательной

выразительности «снежное море»?

22

В7. Укажите название изобразительного средства: «печальные пус­

тыни», «ясного неба» и др.

С1. В чем аллегорический смыл образа бурана в романе «Капитан­

ская дочка»?

С2. Какую роль в «Капитанской дочке» играет рассказ о детстве ге­

роя и какие русские писатели изображали в своих произведени­

ях детские годы персонажей?

СЗ. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они

связаны с идейным содержанием произведения?

М.Ю. Лермонтов

МЦЫРИ

Вариант 1

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

23

4

Старик! я слышал много раз.

Что ты меня от смерти спас —

Зачем? .. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, —

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

5

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод... Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой?

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл; ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

24

6

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком.

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней...

В1. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:

«она, как червь, во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в

снегах, горящих, как алмаз»?

В2. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:

«она [страсть] изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их

[гор]»?

ВЗ. Как называется прием, который поэт использует в 4-й строфе:

«отчизна» — «земля чужая»?

25

В4. Укажите название изобразительного средства, которое Лермон­

тов использует в 6-й строфе: «пышные поля», «свежею толпой»,

«в небе голубом», «тайный ночлег», «белый караван».

В5. Укажите название разновидности рифмы, которую использует

Лермонтов в поэме.

С1. Как дальнейшее содержание поэмы подтверждает слова Мцыри:

«Я вырос... душой дитя»?

С2. С какой темой, характерной для творчества Лермонтова, связан

образ монастыря, изображенный в поэме?

СЗ. Можно ли назвать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свою

точку зрения.

Вариант 2

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасался врагов,

За гранью дружеских штыков.

26

В1. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым:

«обнявшись, будто две сестры»?

В2. Какое средство иносказательной выразительности используется

Лермонтовым: «струи Арагвы и Куры» шумят «обнявшись»?

ВЗ. Как называется композиционный прием, основанный на проти­

вопоставлении: «обрушенные» ворота, «развалины» — «божья

благодать», Грузия «цвела»?

В4. Укажите название изобразительного средства: «обрушенных во­

рот», «старик седой», «страж полуживой».

В5. Укажите характер рифмовки первых четырех строк приведен­

ной строфы.

С1. Какую роль в поэме играет проявленное в данном фрагменте про­

тивопоставление монастыря и цветущей «в тени садов» страны?

С2. В чем особенности поэтического воплощения темы свободы в по­

эме «Мцыри» и в лирике Лермонтова?

СЗ. Можно ли назвать поэму «Мцыри» исповедью? Обоснуйте свою

точку зрения.

Н.В. Гоголь

РЕВИЗОР

Вариант 1

Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, со­

всем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц,

а больше ничего...

Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как

нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт уго­

раздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина. Вот уж точно, беспримерная конфузил!

Аммос Федорович. Однако ж, черт возьми, господа! Он у ме­

ня взял триста рублей взаймы.

27

Артемий Филиппович. У меня тоже триста рублей.

П о ч тмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на

ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же

это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый ду­

рак?

Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни

один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошен­

никами обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы об­

воровать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губерна­

торов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...

Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обру­

чился с Машенькой...

Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот

тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.)

Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите,

как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!

(Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку

принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает

колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пой­

дешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию

тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все

скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смее­

тесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бу­

магомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом

бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в

шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После неко­

торого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно,

если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в

этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто

на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну

кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это слу­

чилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошело­

мил, черт попутал.

Аммос Федорович. Да кто выпустил — вот кто выпустил: эти

молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)

28

Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Артемий Филиппович. Конечно, вы.

Лука Лукич. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трак­

тира: «Приехал, приехал и денег не плотит...» Нашли важную птицу!

Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны

проклятые!

Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим реви­

зором и рассказами!

Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, тре­

 









 

Категория: Литература | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0