menu
person

Тема №7493

Ответы к тестам по литературе 7 класс 38744 (Часть 1)

БЫЛИНА «САДКО»
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.
Потом Садко-купец, богатый гость,
Зазвал к себе на почестей пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новогородские:
— Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. К какому циклу относится былина?
2. Назовите изобразительное средство:
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных...
3. Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм
былины:
Все на аиру наедалися,
Все на аиру напивалися...
4. Как называется прием, основанный на противопоставлении?
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
5. Садко обменивается репликами с новгородскими настоятелями.
Как называется такая форма речевого взаимодействия?
2 вариант
1. На каком инструменте играл Садко?
2. Назовите изобразительное средство:
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем...
3. Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм
былины:
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством...
4. Как называется прием, основанный на противопоставлении?
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!
5. Ответ Садко новгородским настоятелям представляет собой раз­
вернутую реплику. Как называется развернутое высказывание
одного персонажа?
Задания, требующие развернутых ответов
1. Чем Садко отличается от приглашенных на пир?
2. Каким вы представили себе сказителя этой былины?
3. Сопоставьте фрагменты былины «Садко» и сказку «Ямщик и ку­
пец». Чем похожи произведения? Чем различаются?
Богатый купец часто зазывал к себе всяких людей, поил, кор­
мил, угощал: только коли кто скажет ему противное — того непре­
менно поколотит.
Раз зазвал он к себе ямщика. Тот отпряг лошадей, вошел в хоро­
мы и после долгого угощения сказал:
— Довольно, хозяин! Мне пора ехать.
Купец давай его бить, так что ямщик едва вырвался и стал за­
прягать лошадей. Купец за ним. Ямщик нарочно начал дугу вклады­
вать кольцом назад. Купец закричал:
— Не так вкладываешь!
А ямщик давай его бить да приговаривать:
— Не твое дело указывать! Не твое дело указывать!
7
«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть
дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от
всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое.
Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел
стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все
мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не остав­
ляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили
во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, толь­
ко не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали
голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, что­
бы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного боль­
шого камня единый гроб с преградой посредине и завещали поло­
жить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в
иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен
Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного хра­
ма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр,
нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но
жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила
ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала
вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, на­
реченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним.
Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий
месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри
города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию — вне
города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им
отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они
повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в собор­
ной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются
внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они пове­
лели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хо­
тели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их пре­
ставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять
разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гро­
бе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и
положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной
церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они
там на просвещение и на спасение граду тому.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Что означает слово «воздух» в данном тексте?
2. От чьей крови тяжело заболел Петр?
3. Как называется изобразительное средство?
Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить,
не захотели оставить их вместе и после их преставления.
4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как
называется вид словесного искусства, традиции которого прояв­
ляются в этом эпизоде?
5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли
по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.
2 вариант
1. Что означает слово «блаженный» в данном тексте?
2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?
3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.
4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рас­
сказ о вымышленных событиях?
5. — Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но
жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Как называется такая форма речевого взаимодействия героев ли­
тературного произведения?
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте?
2. Какими представлены горожане?
3. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских»
и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи герои­
ни? Чем различаются?
Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к
себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянни­
ка, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с бары­
шом, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле:
выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
О чем слезы льешь, добрый молодец?
10
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один —
дядя, и тот обижает!
Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, —
чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги ба­
ранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и
бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и от­
дает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не
своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привя­
зать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спра­
шивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет —
и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и
вправду — отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего
пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибу­
дет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом — дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего пле­
мянника.
11
В.А. ЖУКОВСКИЙ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
— Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
— Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
Он в темной короне, с густой бородой.
— О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
— Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
— О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
— Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
— О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
— Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
12
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Назовите поэта, автора баллады, переводом которой является
«Лесной царь».
2. Укажите название изобразительного средства:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои...
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
То ветер, проснувшись, колыхнул листы...
4. Укажите название приема:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять.
5. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.
2 вариант
1. Назовите жанр произведения.
2. Укажите название изобразительного средства:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
— О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне...
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
То ветлы седые стоят в стороне.
4. Укажите название приема:
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
5. Определите разновидность рифмы и способ рифмовки в стихотво­
рении.
13
Задания, требующие развернутых ответов
1. Каково состояние каждого из героев?
2. Наяву или в фантастическом мире происходят события?
3. Сопоставьте произведение В.А. Жуковского «Лесной царь» и
фрагмент из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Чем
различаются главные идеи произведений?
И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Ва-
сютка не сразу пришел в себя.
Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том,
как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это со­
всем не так. Уж очень просто все получилось. Васютка еще не знал,
что страшное в жизни часто начинается очень просто.
Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-
то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул
и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и сно­
ва бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с
треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с ва­
лежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и
сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешенно подумал он.
В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Ва­
сютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему
слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что
знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести
огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал
пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в
кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам.
Мох вспыхнул — вокруг посветлело.
14
А.С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
15
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Укажите жанр произведения.
2. Что означает слово «сеча»?
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
4. Укажите название изобразительного средства:
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Как называется прием?
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
2 вариант
1. Как зовут героя, к которому обращается кудесник?
2. Что означает слово «жребий»?
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
4. Укажите название изобразительного средства:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды...
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
16
Задания, требующие развернутых ответов
1. Каким предстает кудесник в данном фрагменте?
2. Объясните аллегорический смысл слов кудесника: «Правдив и
свободен их вещий язык / / И с волей небесною дружен».
3. Сопоставьте фрагмент из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина и
из былины «Василий Буслаев молиться ездил». Чем похожи рас­
крываемые в них темы, проблемы, идеи?
А и выскочил Василий Буслаевич
Из своего червленого корабля,
Поклонились ему атаманы казачие:
«Здравствуй, Василий Буслаевич,
Здорово ли съездил в Ерусалим-град?»
Много Василий не байт с ними,
Подал письмо в руку им,
Что много трудов за их положил,
Служил обедни с молебнами за их молодцов.
В та поры атаманы казачие
Звали Василья обедати,
И он не пошел к ним;
Прощался со всеми теми атаманами казачими,
Подымали тонки парусы полотняные,
Побежали по морю Каспийскому к Нову-городу.
А и едут неделю споряду,
А и едут уже другую;
И завидел Василий гору высокую Сорочинскую,
Захотелось Василью на горе побывать, —
Приставали к той Сорочинской горе,
Сходни бросали на ту гору.
Пошел Василий со дружиною,
И будет он в пол-горы,
И на пути лежит пуста голова, человечья кость.
Пнул Василий тое голову с дороги прочь;
Провещится пуста голова:
«Гой еси ты, Василий Буслаевич,
К чему меня, голову, попинываешь
И к чему побрасываешь?
17
Я, молодец, не хуже тебя был,
Да умею валятися на той горе Сорочинския;
Где лежит пуста голова,
Лежать будет и Васильевой голове».
Плюнул Василий, прочь пошел.
Взошел на гору высокую,
На ту гору Сорочинскую,
Где стоит высокой камень,
В вышину три сажени печатные,
И через его только топором подать,
В долину три аршина с четвертью;
И в том-то подпись подписана:
«А и кто-де у каменя станет тешиться,
А и тешиться, забавлятися,
Вдоль скакать по каменю, —
Сломить будет буйну голову».
Василий тому не верует;
Стал со дружиною тешиться и забавлятися,
Поперек каменю поскакивати;
Захотелось Василью вдоль скакать,
Разбежался, скочил вдоль по каменю,
И не доскочил только четверти,
И тут убился под каменем.
Где лежит пуста голова, —
Там Василья схоронили.
18
А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»
Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный
ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­
ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­
тового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­
шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с
год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена Пиво­
варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­
жанных даром... «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-
ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал
ко мне и тотчас повел меня за околицу...
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не
до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­
ром смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в каре­
те в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и
с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так
она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­
ще». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу
знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное,
усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­
цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик,
вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­
ным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали.
Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­
звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром —
славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о
семи рублях, мною истраченных.
19
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­
ный смотритель».
2. Как называется описание природы в литературном произведении
(«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­
ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья
со встречных деревьев».)?
3. Как называется изобразительное средство?
Отроду не видал я такого печального кладбища.
4. В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Как называется такой прием?
5. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­
гилу барыня?
2 вариант
1. Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?
2. Как называется описание внешности героя в литературном про­
изведении («оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко
мне...»)?
3. Как называется изобразительное средство?
Серенькие тучи покрывали небо...
4. Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется
такая форма речевого взаимодействия героев?
5. Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­
ченные семь рублей. Как называется такой прием?
20
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?
2. Каким предстает герой-рассказчик?
3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и
из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­
няет?
Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­
валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­
нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­
лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­
ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох,
иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­
воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы
тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам
едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому
что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­
хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-
батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба,
нянька
Орина Егоровна Бузырева...»
Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­
вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­
ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в
Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­
чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь,
чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­
жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни,
ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на
руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и
угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир
упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца
писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или
хозяйственных заботах.
21
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­
ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя
его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу
об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был
уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой
должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было
печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он
воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь,
безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого
толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­
ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать,
и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже
четвертые сутки...
22
М.Ю . ЛЕРМОНТОВ
«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА,
МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА
КАЛАШНИКОВА»
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»
Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
23
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское...»
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется музыкальный инструмент, на котором играли
бродячие музыканты в поэме?
24
2. Во время какого действа Кирибеевич поведал Ивану Грозному о
своей печали?
3. Что означает слово «аргамак»?
4. Как называется прием?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
5. Укажите название приема:
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием...
2 вариант
1. Какое время (век) изображено в поэме?
2. Какую должность при дворе Ивана Грозного занимал Кирибеевич?
3. Что означает слово «кушак»?
4. Как называется прием?
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые...
5. Укажите название изобразительного средства:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные...
Задания, требующие развернутых ответов
1. Каким предстает Кирибеевич в этом эпизоде?
2. Какие фольклорные традиции отражены в этом фрагменте?
3. Сопоставьте фрагмент из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про...
купца Калашникова» и из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане...». Чем похожи описания красавиц в этих произведениях?
25
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу».
— «А кого же на примете
Ты имеешь?» — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь...»
26
М.Ю . ЛЕРМОНТОВ
«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется описание природы в литературном произведени
2. Укажите название изобразительного средства:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка...
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
...мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...
4. Как называется разновидность лексики: «златой», «чело»?
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
27
2 вариант
1. Как называется условный герой стихотворения, чьи чувства и
переживания отражаются в произведении?
2. Укажите название изобразительного средства:
Румяным вечером иль утра в час златой...
3. Как называется прием?
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе...
4. Как называется средство иносказательной выразительности?
...студеный ключ играет по оврагу...
Лепечет мне таинственную сагу...
5. Определите способ рифмовки в четвертой строфе стихотворения.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Охарактеризуйте ведущее настроение стихотворения.
2. Что помогает лирическому герою «постигнуть на земле счастье»?
3. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворе­
ниях М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» и
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
28
Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»
Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца,
который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старал­
ся этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; пти­
цы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; ху­
тор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две
трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых
они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед
ними, — тот луг, по которому они могли припомнить всю историю
своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет,
когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетав­
шую через него с помощию своих свежих, быстрых ног...
Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас думал о дав­
нем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие ле­
та, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь
его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из
своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли,
какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая
голова его уныло понурилась.
Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать
поболее о сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в
Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего
времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя
это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда
были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и
там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то
общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал
с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили,
высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он
свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно,
покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый,
если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в
монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед,
что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии
всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Буль­
ба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели,
29
детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с не­
обыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал на­
ряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с обра­
зом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и
логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда
не применялись и не повторялись в жизни.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как звали младшего сына Тараса Бульбы?
2. Что означает слово «сановник»?
3. Как называется описание внешности героя в литературном про­
изведении («Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая
голова его уныло понурилась».)?
4. Укажите название приема:
...по сучьям которых они лазили, как белки...
5. Как называется изобразительное средство?
...боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих,
быстрых ног...
2 вариант
1. В какой последовательности примут смерть Тарас и его сыновья?
2. Что означает слово «схоластический»?
3. Как называется описание природы в литературном произведении
(«День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то
вразлад».)?
4. Укажите название приема:
Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре
раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый.
30
5. Как называется изобразительное средство?
День был серый...
...только видны были над землей две трубы скромного их домика
да вершины дерев...
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какие черты личности Остапа проявляются в описании его учебы
в бурсе?
2. Каким предстает Тарас Бульба в данном фрагменте?
3. Сопоставьте фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и
из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Какие схожие темы и
мотивы представлены в этих произведениях?
Тронутый преданностию старого кучера, Дубровский замолчал —
и предался снова размышлениям. Прошло более часа — вдруг Гриша
пробудил его восклицанием: Вот Покровское! Дубровский поднял го­
лову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и
вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеле­
нью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного ка­
менного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колоколь­
ня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и
колодезями. Дубровский узнал сии места — он вспомнил, что на сем
самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая бы­
ла двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей.
Он хотел об ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость
удержала его.
... Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел
березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с крас­
ной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистенев-
ку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел во­
круг себя с волнением неописанным, двенадцать лет не видал он сво­
ей родины. Березки, которые при нем только что были посажены
около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревь­
ями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками,
меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен
31
был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки
было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми
хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого
барина с шумными изъявлениями радости...
В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик вы­
сокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке.
— Здравствуй, Володька! — сказал он слабым голосом, и Влади­
мир с жаром обнял отца своего. Радость произвела в больном слиш­
ком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он
бы упал, если бы сын не поддержал его.
32
И.С. ТУРГЕНЕВ «БЕЖИН ЛУГ»
— Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша.
— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел
опять, — своей судьбы не минуешь.
Мальчики приутихли. Видно было, что слова Павла произвели на
них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнем, как
бы собираясь спать.
— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел
прислушался.
— Это кулички летят, посвистывают.
— Куда ж они летят?
— А туда, где, говорят, зимы не бывает.
— А разве есть такая земля?
— Есть.
— Далеко?
— Далеко, далеко, за теплыми морями.
Костя вздохнул и закрыл глаза.
Уже более трех часов протекло с тех пор, как я присоседился к
мальчикам. Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он
был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же вели­
колепна, как и прежде... Но уже склонились к темному краю земли
многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершен­
но затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: Да­
же бывало в праздничные дни все спало крепким, неподвижным,
предрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, — в нем
снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разго­
вор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лоша­
ди, сколько я мог различить, при чуть брызжущем, слабо льющемся
свете звезд, тоже лежали, понурив головы... Сладкое забытье напало
на меня; оно перешло в дремоту.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро
зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на
востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое
небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то
исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздавать­
ся живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бро-
33
дить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой
дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали
как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до по­
ловины и пристально поглядел на меня.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Укажите цикл рассказов И.С. Тургенева, в который входит рас­
сказ «Бежин луг».
2. В приведенном фрагменте герои общаются между собой, обмени­
ваясь репликами. Как называется данный вид речи?
3. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым су­
ществам?
ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.
4. Укажите название изобразительного средства: «Тело мое ответи­
ло ему легкой, веселой дрожью».
5. Назовите прием:
Все стало видно, хотя смутно видно, кругом.
2 вариант
1. Как называется изображение природы в литературном произве­
дении (например, в последнем абзаце данного текста)?
2. Укажите название изобразительного средства: «Эта безлунная
ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде...»
3. Как называется образное выражение, принадлежащее устному на­
родному творчеству, использованное Тургеневым: «Они все спали
как убитые вокруг тлеющего костра»?
4. Назовите средство иносказательной выразительности:
Разговор мальчиков угасал вместе с огнями...
34
 

 
Категория: Литература | Просмотров: 1 | Рейтинг: 2.3/3