menu
person

Тема №8435

Ответы к тесту по биологии Вариант 2

   

ВАРИАНТ №2  

Часть 1

А1. Круговорот в природе химических элементов и воды, осу­ществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки

1)    палеонтологии             

2)    сравнительной физиологии

3)    молекулярной биологии      

4)    экологии

А2. Клетки, сходные по строению и выполняемым функци­ям, образуют

1)    ткани             

2)    системы органов

3)    органы             

4)    единый организм

A3. В процессе фотосинтеза растения

1)    обеспечивают себя органическими веществами

2)    окисляют сложные органические вещества до простых

3)    поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4)    расходуют энергию органических веществ

А4. Какие структуры клетки   являются главными в процессе митоза?

1)   рибосомы             

2)   хлоропласта

3)   митохондрии             

4)   хромосомы

А5. Вирусы, проникая в клетку хозяина,

1)    питаются рибосомами

2)    поселяются в митохондриях

3)    воспроизводят свой генетический материал

4)    отравляют ее вредными веществами, образующимися в хо­де их обмена веществ

А6, Каково значение вегетативного размножения?

1)    способствует быстрому увеличению численности особей вида

2)    ведет к появлению комбинативной изменчивости

3)    увеличивает численность особей с мутациями

4)    приводит к разнообразию особей в популяции

А7. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом CcDd?

1) один             

2) два             

3) три             

4) четыре

А8. Какова вероятность рождения детей с веснушками у суп­ружеской пары, если генотип женщины Аа, а у мужчины — аа (А — наличие веснушек)?

1) 0%             

2) 25%       

3) 50%       

4) 75%

А9. Узкая норма реакции характерна для признака:

1)    масса тела у крупного рогатого скота

2)    величина удоя у коров

3)    яйценоскость у кур

4)    масса сердца у человека

А10. Какая наука изучает многообразие организмов и объ­единяет их в группы на основе родства?

1) морфология   

2) систематика     

3) экология   

4) физиология

A11. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют

1)    энергию солнечного света

2)    готовые органические вещества

3)    углекислый газ и воду

4)    минеральные соли

А12. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосе­менных, характерно

1)   размножение семенами       

2)   наличие вегетативных органов

3)   автотрофное питание             

4)   отсутствие цветка и плода

А13.   Принадлежность   инфузории-туфельки   к   подцарству Простейшие подтверждается ее

1)    водным образом жизни       

2)    способностью к размножению

3)    одноклеточным строением  

4)    мелкими размерами

А14. Какая часть органа слуха, характерная для позвоночных животных, есть у рыб?

1)    наружная ушная раковина     

2)    внутреннее ухо

3)    барабанная перепонка             

4)    слуховые косточки

А15.  Печень  выполняет  в  организме  человека  барьерную функцию, так как в ней

1) глюкоза превращается в гликоген

2)    вырабатывается желчь и накапливается в желчном пузыре

3)    обезвреживаются ядовитые вещества

4)    белки могут превращаться в жиры и углеводы

А16. В скелете человека неподвижно соединены между со­бой кости

1)    плечевая и локтевая

2)    грудного отдела позвоночника

3)    мозгового отдела черепа
4} бедра и голени

А17. Избыток воды, минеральных солей, жидкие конечные продукты обмена удаляются из организма через систему органов

1)    пищеварения             

2)    выделения

3)    дыхания             

4)    кровообращения

А18. Клетки каких органов наиболее чувствительны к недо­статку кислорода?

1)    спинного мозга             

2)    головного мозга             

3)    печени и почек

4)    желудка и кишечника

А19. Употребление в пищу человеком сырых овощей и фруктов способствует

1)   выделению желчи

2)   выработке ферментов

3)   лучшему усвоению витаминов

4)   перемещению пищевых масс по пищеварительному каналу

А20. Популяция является структурной единицей

1)    отряда             

2)    семейства

3)    рода             

4)    вида

А21. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных усло­виях среды наследственными признаками, называют

1)    искусственным отбором       

2)    борьбой за существование   

3)    естественным отбором

4)    видообразованием

 

 

А22. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

1)    образованием большого количества пыльцы

2)    удлинением тычиночных нитей

3)    ранневесенним цветением

4)    наличием в цветках нектара, яркого венчика

А23. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значе­ние в настоящее время?

1)    пространственная изоляция

2)    наследственная изменчивость

3)    комбинативная изменчивость

4)    колебания численности в результате миграционных про­цессов

А24. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне —

1)    недостаток влаги

2)    высокая температура

3)    отсутствие перегноя

4)    интенсивное ультрафиолетовое излучение

А25. Определите консумента II порядка в цепи питания: листья липы ---гусеницы непарного шелкопряда — жук паху­чий красотел ---- обыкновенный скворец ---ястреб-перепелятник.

1)   ястреб-перепелятник

2)   обыкновенный скворец.

3)   жук пахучий красотел

4)   гусеница непарного шелкопряда

А26. Устойчивость биогеоценоза определяется

1)    закономерностями наследственности и изменчивости

2)    разнообразием его видового состава

3)    конкуренцией между организмами

4)    популяционными волнами

А27. Какие структуры клетки, запасающие питательные ве­щества, не относят к органоидам?

1)   вакуоли             

2)   лейкопласты

3)   хромопласты             

4)   включения

А28. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка?
1) 300             

2)600        

3)900        

4) 1500

А29. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит в

1) интерфазе     

2) профазе     

3) метафазе       

4) анафазе

А30. При скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомози­готой доля гомозигот в потомстве составляет

1) 0%             

2)25%       

3)50%       

4) 100%

А31. При скрещивании близкородственных животных у по­томства наблюдается

1)    понижение жизнеспособности

2)    проявление эффекта гетерозиса

3)    повышение гетерозиготности

4)    нарушение образования половых клеток

А32. Какую функцию осуществляют цианобактерии в соста­ве лишайника?

1)    поглощение атмосферной и почвенной влаги

2)    использование света для образования питательных веществ

3)    сапротрофное питание

4)    защита от механических повреждений

 

А33. Изменение просвета вен у человека происходит за счет ткани

1)    поперечнополосатой мышечной

2)    гладкой мышечной

3)    соединительной

4)    эпителиальной

А34. У человека при «включении» в работу парасимпатиче­ского отдела нервной системы

1)    усиливается работа кишечника

2)    повышается тонус скелетной мускулатуры

3)    увеличивается концентрация сахара в крови

4)    учащается пульс

А35. Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади?

1)    щупальца осьминога             

2)    крылья бабочки             

3)    ласты пингвина

4)    клешни рака

А36. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду обитания, что способствует

1)    круговороту веществ             

2)    саморазвитию экосистем       

3)    размножению организмов

4)    росту и развитию организмов

Часть 2

Ответом      к   заданиям    этой    части    (В1–В8)    является  последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести. Обведите

выбранные цифры и запишите их в таблицу в порядке возрастания

В1.Каковы особенности строения и функций рибосом?

1)    участвуют в реакциях окисления

2)    участвуют в синтезе белков

3)    отграничены от цитоплазмы мембраной

4)    состоят из двух частиц — большой и малой

5)    размещаются в цитоплазме и на каналах ЭПС

6)    размещаются в аппарате Гольджи

В2.По венам большого круга кровообращения у человека кровь течёт

1)    от сердца

2)    к сердцу

3)    насыщенная углекислым газом

4)    насыщенная кислородом

5)    быстрее, чем в капиллярах

6)    медленнее, чем в капиллярах

В3. К ароморфозам относят

1)    возникновение хорды у животных

2)    образование пятипалых конечностей у наземных позво­ночных

3)    наличие у коров четырехкамерного желудка

4)    наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

5)    появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

6)    возникновение полового размножения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4. Установите соответствие между грибом и характером его питания.

ГРИБ

 

ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

 

А )пеницилл

Б) фитофтора

В) спорынья

Г) дрожжи

Д)головня

Е) шампиньон

 

1)    Сапротрофный

2)    Паразитический

 

                                                                              

    А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

В5. Установите соответствие между признаками иммунитета человека и видом иммунитета.

ПРИЗНАКИ ИММУНИТЕТА

 

ВИД ИММУНИТЕТА

 

А)наличие антител в плазме крови, полученных по на­следству

Б) получение антител с лечебной сывороткой

В) образование антител в крови в результате вакцинации

Г) устойчивость к дифтерии после прививки

Д) иммунитет выработался  после болезни

Е) наличие иммунитета  с рождения

 

1)    Искусственный

2)    Естественный

 

 

                                                                              

    А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

В6. Установите соответствие между утверждением и доказа­тельством эволюции, которому оно соответствует.

УТВЕРЖДЕНИЕ

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВАЭВОЛЮЦИИ 

A)онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота — гомологичные органы

B) в стаде лошадей возможно по­явление трёхпалых особей

Г) зародыш млекопитающего име­ет жаберные щели

Д) все позвоночные в индивидуаль­ном развитии проходят стадиибластулы, гаструлы, нейрулы

Е) наличие  рудиментов и появление атавизмов

1) Эмбриологические

2) Сравнительно-анатомические

 

                                                                              

    А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

При    выполнении     заданий    В7–В8  установите     правильную  последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

 

В7. Установите последовательность систематических катего­рий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

A)Белена             

Б) Белена чёрная             

B)Двудольные

Г) Паслёновые

Д)Покрытосеменные

1

 

 

 

1

 

 

В8.  Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?

A)расщепление биополимеров до мономеров

Б) поступление в лизосому белков, жиров и углеводов

B)расщепление   глюкозы  до  пировиноградной  кислоты   и синтез двух молекул АТФ

Г) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии

Д) окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ

1

 

 

 

1

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1,

1

 

 

 

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ.

 

С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором ((0,9%-ным раствором NaCl). Поясните почему.

генотипы родителей, фенотипы и генотипы потом­ства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипа­ми. Какой закон генетики при этом проявляется?

 

С2. Строение молекулы какого мономера изображено на рисунке. Что обозначено буквами А, Б,В?. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер?

 

С3. Назовите не менее 3-х признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению на суше.

 

С4. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.

 

С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

 

С6. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением, имеющим морщинистые се­мена без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потом­ства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипа­ми. Какой закон генетики при этом проявляется?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ  ВАРИАНТА №2

Часть 1

     За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

     Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

                  № задания 

          Ответ       

                  № задания 

          Ответ       

А1

4

А19

4

А2

1

А20

4

А3

1

А21

3

А4

4

А22

4

А5

3

А23

1

А6

1

А24

1

А7

4

А25

3

А8

3

А26

2

А9

4

А27

4

А10

2

А28

3

А11

2

А29

3

А12

4

А30

3

А13

3

А31

1

А14

2

А32

2

А15

3

А33

2

А16

3

А34

1

А17

2

А35

3

А18

2

А36

2

 

Часть 2

Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом:

2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

 

№ задания

Ответ

В1

245

В2

235

В3

136

В4

122121

В5

211122

В6

122112

В7

ДВГАБ

В8

БАВГД

 

Часть 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором ((0,9%-ным раствором NaCl). Поясните почему.

Элементы ответа:

1) концентрация физраствора соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток.

2)Введение больших доз лекарств без разбавления может привести к резкому изменению  состава крови и необратимые функциональные нарушения.

С2. Строение молекулы какого мономера изображено на рисунке. Что обозначено буквами А, Б,В?. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер?

Элементы ответа:

1)молекула урацилового нуклеотида РНК.

2)А-урацил -азотистое основание;. Б-углевод рибоза; В-остаток фосфорной кислоты.

3)и-РНК, т-РНК, р-РНК.

С3. Назовите не менее 3-х признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению на суше.

Элементы ответа:

1) внутреннее оплодотворение.

2) большой запас питательных веществ в яйце.

3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.

4) наличие защитной скорлупы яйца.

С4. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.

Элементы  ответа:

1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, солей),  выделяют кислород (кроме хемотрофов).

2)консументы  используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, воду и другие продукты обмена.

3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений, возвращают их в среду.

С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Элементы ответа:

1)   Вследствие появления мутаций популяция насекомых-вредителей становится неоднородной.

2)   Естественный отбор сохраняет устойчивых к ядохимикатам особей.

3)   Из поколения к поколению число устойчивых к ядохимикатам особей увеличивается.

4)   Через несколько лет ядохимикат в прежних дозах перестает действовать на насекомых-вредителей.

С6. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением, имеющим морщинистые се­мена без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потом­ства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипа­ми. Какой закон генетики при этом проявляется?

Дано: ген-признак

А-гладкие семена

а- морщинистые семена.

В-наличие усиков

В- отсутсвие усиков.

А и В –в одной хромосоме.

Найти: генотипы родителей-?

Генотипы и фенотипы потомства-?

Соотношение  особей в потомстве по генотипу и фенотипу-?

Решение:

Р                               АаВв           х           аавв

                            Гл.ус.                                          м.б.у

Гаметы                АВ,ав                                          ав

 

F1                            АаВв          аавв

                            Гл.ус.                      м.б.у

                            1            :          1

Ответ: 1) генотипы родителей: гладкие семена и усики — АаВв (гаметы АВ, ав), морщинистые семена и без усиков — aaвв (гаметы aв);

2) генотипы и фенотипы потомков: 1 АаВв — расте­ния гладкосеменные с усиками: 1 aaвв — растения с морщинистыми семенами без усиков; соотношение по генотипу и фенотипу: 1:1

3) проявляется закон сцепленного наследования(полное сцепление генов).

 

   

Категория: Биология | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0