1. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты? Приведите примеры конфликтов из вашей жизни, литературы, событий текущей жизни. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов?
Конфликт - это ситуация, когда две или более стороны имеют разногласия, несогласие или противоположные интересы. Конфликты бывают личные, межличностные, между группами или организациями, между нациями и т.д. Примеры конфликтов: семейные разногласия, конфликты на работе, международные конфликты. В жизни невозможно обойтись без конфликтов.
2. Расскажите о методе преодоления разногласий.
Методы преодоления разногласий могут включать активное слушание, поиск компромисса, установление общих целей и приоритетов, использование средств убеждения и др.
3. Каковы правила поведения в конфликтной ситуации?
Правила поведения в конфликтной ситуации включают сохранение спокойствия, выражение своих мыслей и чувств четко и ясно, избегание агрессии и насилия, поиск компромисса и т.д.
4. Назовите основные правила активного слушания.
Основные правила активного слушания включают в себя установление контакта с собеседником, проявление интереса и внимания, повторение и уточнение сказанного, выражение своих мыслей и чувств, установление общих целей и др.
5. Расскажите о корректных и некорректных приёмах поведения в конфликтной ситуации. Как правильно общаться с возбуждённым собеседником?
Корректные приемы поведения включают выражение своих мыслей и чувств ясно и спокойно, избегание агрессии и насилия, поиск компромисса. Некорректные приемы включают угрозы, обвинения, насмешки и т.д. Чтобы правильно общаться с возбужденным собеседником, необходимо сохранять спокойствие, понимание и сочувствие, не вступать в спор и не повышать голос.
6. Как снять эмоциональное напряжение?
Эмоциональное напряжение можно снять с помощью дыхательных упражнений, медитации, физической активности, общения с друзьями и т.д.
ЗАДАНИЕ 22. Перечислите всех людей, с которыми вы конфликтовали в течение недели. Назовите причины конфликтов с точки зрения лиц, с которыми вы конфликтовали, и со своей точки зрения. К какому типу вы относите ваши конфликты и почему? Как разрешались конфликты?
ЗАДАНИЕ 23. Внимательно прочтите описание ситуаций.
Ситуация 1. Семья.
Мама. Давай съездим в выходной к тёте Маше.
Дочь. Не хочу я тратить выходной на поездку к зануде тёте Маше.
Мама. Мы поедем. Мне всё равно, что ты думаешь.
Ситуация 2. Межличностная.
Друг. Где ты была вчера?
Ты. Не твоё дело.
Друг. Ладно, в таком случае не проси меня ни о каком одолжении.
Ситуация 3. Школа.
Учитель. Ты убираешь сегодня кабинет № 15.
Учащийся. Почему именно я, я не дежурный?!
Учитель. Потому что я так сказала.
Какие слова делают ситуацию конфликтной?
В ситуации №1 Мы поедем. Мне всё равно, что ты думаешь.
В ситуации №2 Не твоё дело.
В ситуации №3 Потому что я так сказала.
ЗАДАНИЕ 24. «Чем мы не похожи друг на друга». Наверняка у вас есть друг (подруга). Сядьте друг напротив друга и каждый в своей тетради молча в течение 5—6 мин запишите, чем вы отличаетесь друг от друга, думая об этом человеке и о себе одновременно. Например:
— Ты более уступчив, чем я.
— Ты любишь яркую косметику, а я — нет и т. д.
После того как закончится перечисление различий, обменяйтесь записями и выразите своё согласие или несогласие с тем, что написал партнёр. Ответьте, мешают ли эти различия вашему общению, дружбе. Как эти различия могут привести к конфликту? Что нужно делать, чтобы понимать и принимать различия?
У идеальной дружбы не бывает конфликтов.