ГДЗ по ОБЖ 9 класс учебник Хренников, Гололобов §26. Противодействие вовлечению в криминал

1. Почему подростки привлекают внимание носителей криминальной субкультуры?

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростков, по мнению Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам.

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений.

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д.

6) Потребность в смысле. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик неформальных молодежных объединений «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедонизма разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых – псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Основные характеристики подростково-молодежных субкультур и объединений:

- спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

- самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур;

- обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

- относительная устойчивость и определенная иерархия;

- ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

2. Как с помощью Интернета происходит вовлечение подростков в криминальные структуры? Знакомы ли вам такие обращения?

Нет, мне это не знакомо.

3. Как противостоять действиям криминальных сообществ? Предложите свои варианты.

Для снижения риска попасть под влияние криминальных структур следует соблюдать ряд правил.  По возможности избегайте непосредственных личных контактов с лидерами криминальных со-обществ и их представителями.  Не играть в азартные игры и не принимать ни-какой материальной помощи от представителей криминальных структур, чтобы не стать должником криминала. 

Если личный контакт с представителями криминала состоялся, не проявляя агрессии, уклоняться от прямых ответов на предложения о вовлечении в криминальные сообщества или отвечать спокойным уверенным отказом.  

Если в Сети появился контакт с модератором криминальной направленности, то такой контакт нужно прекратить и не возобновлять.  

Постараться сформировать группу сверстников, не склонных к восприятию криминального влияния.  

Не проявлять интереса, любопытства к представителям криминальных структур при их попытках контактов с вами и с вашими школьными товарищами. Избегать также случайного присутствия при подобных контактах, так как это может при-вести к стремлению оказать на вас давление как на свидетеля каких-то криминальных договорённостей или действий.  

Включаться в участие в различных общественных объединениях, не связанных с криминалом (например, волонтёрское движение, патриотические клубы, Добровольное российское детско-юношеское движение «Юнармия»).

4. Какие приёмы используют криминальные сообщества для вовлечения подростков в свои группировки?

Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п

Проанализируйте содержание параграфа. Что нового вы узнали? Какие выводы для себя сделали? Обсудите в классе.

Запомните! По мере возможности не вступайте ни в личные контакты, ни в переписку в Интернете с теми, кто предлагает участие в чём-либо имеющем прямые или косвенные признаки вовлечения в криминальное сообщество. Если представители криминала оказывают на вас воздействие, следует обратиться за советом и по-мощью к учителям, родителям и в правоохранительные органы.

Подготовьте презентацию на тему, как не попасть под влияние преступных группировок.

1. На основе содержания главы охарактеризуйте криминальные группировки экстремистской и террористической направленности. В чём их опасность?

2. Проанализируйте статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, посвящённые ответственности подростков за противоправные действия.

3. Что такое манипулирование? Как с помощью манипулирования преступные элементы привлекают в свои ряды подростков?

Манипуляции – управление сознанием личности с целью выгоды манипулятора.

С помощью современной всемирной паутины террористы манипулируют обычными людьми, затуманивая их сознание, заставляя делать, то, что нужно террористам. В настоящее время нужно очень осторожно заходить на незнакомые подозрительные сайты, ведь возглавляют терроризм умные люди, в некотором роде психологи, которым ничего не стоит обмануть простого человека с помощью мощной манипуляции, которая может принести не только вред, а даже свою смерть и окружающих людей. При этом человек будет думать, что всё делает правильно, в соответствии с требованиями морали, совершенно не понимать, что на него воздействуют.

4. Сформулируйте своими словами правила безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасть под влияние преступных группировок.
Не разговаривайте с незнакомыми людьми, если даже с виду они внушают доверие.
Не вступайте с ними в полемику, если Вы один.
Не пускайте в дом незнакомых людей.
Не доверяйте незнакомым лицам!
Главное для них, чтобы Вы поверили их словам.
Не оставляйте номера своего телефона, адреса, имени!
Не выкладывайте всю подноготную о себе малознакомым, а тем более первому встречному!

5. По каким признакам вы можете понять, что ваш одноклассник попал под влияние криминальных сообществ?

Если он внезапно стал вести себя иначе, не так как раньше, стал более закрытым.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: