ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 202-249

Страница 202

1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

Моцарта и Сальери сближает то, что они великие признанные композиторы своего времени. 

Различие их в том, что Сальери много трудится над музыкой, ему нелегко дается придумывать новые мелодии. Сальери любит, когда им восхищаются. Моцарту все дается легко, для него сочинительство не труд - а наслаждение. Сальери богат, он стремится к тому, чтобы его музыка звучала всюду. Моцарт беден, он не ищет выгоду в своем творчестве.  Сальери завидует успеху простака Моцарта. Он понимает, что Моцарт гений, а он - нет. 

2. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?

По Пушкину, Сальери - человек завистливый и амбициозный. Считает себя непризнанным гением. Он презирает и ненавидит всех вокруг, и жизнь в том числе, за то, что ему приходится всего в ней добиваться титаническими усилиями, а всё равно его достижения малы и ничтожны. Сальери считает себя избранным, работает и работает, создавая музыку, но его музыка не освещена душой, он не знает, что такое вдохновение, потому что не любит людей, для которых её пишет, не любит и саму жизнь. Он погружён в переживания, связанные с его гордыней, его не трогает ничего в этой жизни так, как его достижения, его правильная, по его мнению, музыка. Поэтому он и возненавидел слепого старика, который сделал выбор в пользу лёгкой и светлой музыки Моцарта, не захотев исполнять "великие" музыкальные произведения Сальери.

3. Постарайтесь дать характеристику каждому герою, цитируя пушкинский текст.

4. Какой герой произнёс слова: «...Гений и злодейство — / Две вещи несовместные»? Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?

Эти слова принадлежат Моцарту — положительному персонажу маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери". Он произносит их в диалоге с Сальери, который задумывается о том, может ли гений быть злодеем. Сальери завидует таланту и славе Моцарта, поэтому решает убить его. Но больше всего его терзает вопрос, является ли он сам гением и поможет ли ему убийство Моцарта? Или даже избавившись от соперника, он не займёт его место? В словах Моцарта содержится ответ автора на эти вопросы: совершив злодейство, Сальери подтвердит то, что он не является гением, он не достигнет славы Моцарта, а убийство гения будет напрасным.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

1. В трагедии «Моцарт и Сальери» два музыканта, «избранники небес». Они противоположны по отношению к миру: Моцарт уверен, что бытие устроено гармонично, Сальери презирает «низкую жизнь», возвышая себя над людьми. Как средствами художественного чтения актёры передают сходство и различия взглядов и характеров Моцарта и Сальери?

2. Чем заканчивается диалог музыкантов? Почему так взвол нованно и трагически звучит концовка? Какова роль музыки в усилении эмоционального напряжения в финале этой сцены?

3. Подготовьте выразительное чтение сцены из трагедии «Моцарт и Сальери», подчеркнув разное отношение героев к жизни и к творчеству, различие характеров двух композиторов.

В чём сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Страница 239

1. Расскажите об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин».

Пушкин работал над романом больше 8 лет. В 1823 году писатель начал работу над «Онегиным» во время своей южной ссылки. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но когда Пушкин переработал структуру, он оставил 8 глав. Публиковался роман отдельными главами. Выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год.

2. Расскажите об «онегинской строфе»: о количестве стихов в ней, способах рифмовки, строфических переносах. Как вы понимаете эпиграф к роману и вступление к первой главе?

14 строк четырёхстопного ямба.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой.
Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

3. Какое начало — лирическое или эпическое — преобладает в романе? Как построен роман? Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?

Роман "Евгений Онегин" сам автор выделял, не как эпическое произведение, а как роман в стихах, подчёркивая "дьявольскую разницу".
В романе преобладает лирическое начало, автор вводит самого себя, в качестве полноценного героя ,лирические отступления, письма, истории героев, всё это лирические, а не повествовательные, эпические признаки.

4. Как изменяется автор в романе? Как построен его день? Каковы его идеалы?

Образ автора в романе - автобиографичен. "Евгений Онегин" писался более семи лет и, поскольку автор жил не в вакууме, а был активным членом общества, все это время он жил и менялся. Эти семь лет стали переломными в жизни Пушкина: на смену беспечной, разгульной молодости с ее балами и легкими интрижками пришло время зрелости и богатого жизненного опыта.

Как и его герои, автор влюбляется и расстается со своими возлюбленными. Но, в отличие от них, он ведет себя совершенно иначе: ведь он поэт, а значит живет и чувствует не так, как это делают простые смертные. Потеря любви для него не трагедия, а лишь повод - взяться за перо и погрузиться в чудесный мир грез и воспоминаний:

прошла любовь, явилась муза.

Но романтизм для Пушкина - всего лишь один из этапов жизни, со временем мысли и думы поэта становятся более реалистичными, он начинает более серьезно, если не сказать критически, оценивать все происходящее вокруг него. Постепенно перед читателем все ярче вырисовывается образ прогрессивного, думающего человека начала 19 века, активного участника общественной жизни России, понимающего неотвратимость грядущих нововведений и перемен.

5. Как изменяется Онегин? Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина? Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?

Онегин изменился в лучшую сторону, он осознал, что его жизнь была не такой, о которой он мечтал. Она была скучной и незначительной, но когда Онегин осознап, что любит Татьяну, он постепенно стал таким, какой и был на самом деле.

Татьяна была скромной, красивой и умной девушкой, А.С.Пушкин ценил эти женские качества, и поэтому Татьяна была и оставалась идеалом поэта.

Счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным, потому что  он сначала отказался от её любви, и Татьяна очень страдала. Когда она  вышла замуж, Онегин понял, что искренне и всей душой любит её, но Татьяна уже была верна своему мужу, дала клятву верности и не собиралась ее нарушать, хотя и любила Евгения.

6. Что вы можете сказать о языке романа?

Необходимо при анализе подчеркнуть, что «Евгений Онегин» написан исключительно богатым, разнообразным языком в отношении словарного состава и синтаксических конструкций.
Наблюдения над особенностями речи действующих лиц и разнообразным использованием лексики и фразеологии в целях изображения характеров героев, их переживаний, мыслей и чувств помогут учащимся увидеть великое достоинство пушкинской речи.

7. Кто назвал роман «цветком на поле нашей словесности», «энциклопедией русской жизни»? Кто считал его бессмертной и недосягаемой поэмой, а Пушкина «великим народным писателем, как до него никогда и никто»? Как вы понимаете эти и другие высказывания? Подготовьте ответ-рассуждение.

8. Что в тексте романа показалось вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чём его поведение обычно и в чём оригинально, отлично от других его соседей-помещиков? Какую характеристику даёт своему герою автор? Как бы вы охарактеризовали главного героя?

9. Что можно сказать о дружбе Онегина и Ленского, о сходстве и различиях сестёр Лариных? Каково отношение автора к каждому из героев? Белинский говорит о Ленском, что он «был романтик, и больше ничего». Герцен считал, что Пушкин в лице Владимира Ленского «представил отрадное явление», но «расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением?» Как вы оцениваете характер Ленского?

10. Сопоставьте высказывания о героях. Подготовьте характеристику Татьяны или Ольги, Ленского или Онегина (на выбор), используя материалы статей Белинского «Сочинения Александра Пушкина».

11. Чем интересны описания природы в романе? Каковы их роль и значение? Что заинтересовало вас в авторских отступлениях?

12. Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» реалистическим? Что такое реализм? Найдите определение в учебнике и в различных словарях.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (фрагменты)

1. Какие особенности романа проявились в актёрском чтении? Какие интонации преобладают в первых главах романа? Какие переходы делаются от одной сцены к другой (театр, кабинет, бал и т. д.)? Какими красками рисует актёр характер Онегина, как передаёт красоту театра, балета, бала? Как музыка помогает представить «душой исполненный полёт» Истоминой, атмосферу светского бала?

2. Какие черты характера героини романа стремится передать актриса, читая письмо Татьяны? Какие чувства сменяют друг друга в голосе и интонациях актрисы, читающей письмо Татьяны (смущение, робость, надежда, сомнение...)?

3. Отличается ли гамма чувств, звучащая в чтении письма Онеги на, от переживаний, прозвучавших в письме героини романа?

4. Подготовьте выразительное чтение писем Татьяны и Онегина, обогатив его наиболее удачными находками актёров.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: