ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 150-161

Грибоедов

Страница 150

1. Расскажите о работе Грибоедова над комедией «Горе от ума». Какие источники текста комедии до шли до нас?

У Александра Сергеевича Грибоедова очень необычная судьба. Мало того, что до сих пор неизвестна точная дата его рождения, то ли 1790, то ли 1795 од, так ему еще и была уготована участь погибнуть в расцвете лет (1828 г) в Тегеране с дипломатической миссией при попытке помочь переправить на родину, в Армению, евнуха и двух армянок из гарема шаха.
Родом Грибоедов из старинной дворянской семьи, первоначальное образование получил на дому, как было принято в то время. Затем поступил в Московский университетский благородный пансион (1803 г), где закончил словесное отделение со степенью кандидата (1808 г). Александр Сергеевич был полиглотом, знал много иностранных языков (восточных, европейских, древних). У него было много талантов в области политики, философии, археологии, музыке (даже сам сочинял вальсы), импровизировал на фортепиано. Иными словами, Грибоедов был всесторонне развитым человеком, с талантами, способностями, великим будущим.

2. Каково ваше общее впечатление после самостоятельного чтения комедии «Горе от ума»? Печальны или смешны для вас события пьесы? Почему комедия называется «Горе от ума»?

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" мне очень понравилась. Она произвела на меня глубокое впечатление. В этой пьесе сочетается смешное с серьезным. С одной стороны, в "Горе от ума" много очень смешных эпизодов, свойственных классической комедии положений. Но с другой стороны, в пьесе поднимаются очень серьезные вопросы, такие как порочность крепостного права, преклонение перед всем иностранным, низкопоклонство как образ мысли. Осуждая фамусовское общество, Чацкий выступает против всего их мировоззрения - косного, отжившего, в корне неправильного. Чацкий здесь вовсе не комический герой, а скорее драматический или даже трагический. Его ум, его прогрессивные взгляды и готовность служить родине оказались никому не нужны, и это печально. Именно этим мне и понравилась пьеса - мастерским сочетанием смешного и серьезного.

3. Опишите гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?

Как нам известно из произведения, Фамусов был очень гостеприимным человеком и любил,когда в его доме много гостей. Основная причина этого - он приглашал в дом влиятельных людей, которые могли помочь ему в случае возникновения каких либо проблем. Эти людей во многом сближает одно качество - умение преподнести себя в обществе и развернуть ситуацию в свою пользу, преклонится перед кем надо и завоевать расположение этого человека. Тем не менне, между собой взаимоотношения были довольно натянуты. Рассмотрим основных персонажей, которые входили в число гостей.

1) Александр Чацкий - главный герой комедии, революционер. Он ненавидел это общество и не хотел стать его частью, говорил правду в лицо и очень остро насмехался, тем самым наживая себе врагов.

2) Наталья Дмитриевна - молодая дама, которая удачно вышла замуж за отставного военного и на людях строит из себя примерную и любящую жену. Умеет вести себя в обществе.

3) Платон Михайлович - отставной военный, муж Натальи Дмитриевны. Несмотря на свое довольно влиятельное положение, полностью подавлен волей жены и во всем ей подчиняется.

4) Князь Петр Тугоухов со своей супругой - еще одна пара, где последнее слово остается за женой. Князь полностью под влиянием супруги, у них шесть дочерей и главная цель посещения подобных мест - найти хороших женихов.

5) Графиня Хрюмина и ее внучка - тоже ищут удачный вариант для замужества молодой графини, причем бабушка активно в этом участвует,несмотря на слабый слух.

6) Загорецкий - самый главный подлиза этого общества, которые умеет найти подход и нужные слова практически к любому персонажу. В обществе его считают лгуном и мошенником, но тем не менее любезно общаются с ним, так как он имеет неплохие связи.

7) Скалозуб - военный полковник, который по мнению Фамусова, является лучшим женихом для его дочери Софьи. Он богатый и влиятельный, но глупый и эгоистичный.

8) Молчалин - работает секретарем у Фамусова, не имеет знатного происхождения, но своим покорством и умелыми комплиментами надеется получить свое место в обществе.

4. Как Чацкий в своих монологах обличает невежество, угодничество, низкопоклонство? Почему Софья решила отомстить Чацкому? Почему ей это удалось? Какова развязка комедии «Горе от ума»?

Чацкий в своих монологах говорит о том, что в настоящее время в обществе принято раболепство, низкопоклонство и угодничество перед вышестоящими. Человеку не важна служба, а важно себя преподнести так, чтобы его подняли по службе.

Чацкий открыто высмеивает Молчалина перед Софьей, не веря, что умной и глубокой девушке понравился «бессловесный» малый. Софья решает отомстить ему. В осуществлении мести Софье помогают безликие Г.N. и Г.D., которые сразу разносят всем гостям слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий любил Софью и от этого был беззащитен. В то же время фамусовское общество подспудно чувствовало, что Чацкий опасен для них и поэтому быстро отреагировало на слухи о его безумии.

Развязка комедии - отъезд Чацкого и его разочарование в обществе.

5. Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Как отразился в комедии исторический конфликт эпохи? Кто из героев принадлежит к «веку минувшему», а кто — к «веку нынешнему»?

Конфликт столкновения Чацкого с обществом заключается изначально в разочаровании в любви. Дело в том, что после долгого отсутствия (разлуки), вернувшись в Москву, он понимает, что его возлюбленная серьезно увлечена кем- то другим. Чацкий просто теряет голову, ведь Софья не сразу указывает ему своего избранника. Она очень долго уходит от ответа, не хочет объясняться с бывшим поклонником. Более того, Чацкого терзают мысли о том, на кого она променяла его, ведь в ее окружении, на его взгляд, нет достойных вариантов. В своих действиях в отношении Софьи Чацкий доходит практически до безумия, чем удачно и воспользовалась Софья, преследуя цель – отомстить. По мимо душевных переживаний, Чацкого разочаровывает и все московское общество. Повидав мир, и вернувшись в родные пенаты, он находит, что за это время много привнесено иностранного (мода, языки и т.д.), но устои остались прежними. Чины по – прежнему достаются по знакомству, по -родственному. Девушки ищут выгодные браки. Процветает взяточничество, самоуправство. В своих монологах Чацкий «обличает» светское общество. Естественно, это никому не нравится.

Исторический конфликт эпохи, на мой взгляд, в комедии «Горе от ума» заключается в том, что, начитавшись французских романов, Софья посмела пригласить к себе в комнату на ночь молодого человека. Это, действительно, нонсенс. В этом заключается исторический конфликт. Потому что этого, в принципе, не должно было быть, девушки воспитывались в другом духе и не могли себе этого позволить. А Софья ради ничтожного существа готова была отстаивать свое мнение, жертвовать собой. Ее можно оправдать тем, что она была на грани «любовного помешательства», «любовного ослепления».

 К «веку минувшему» принадлежит все «фамусовское общество», потому что несмотря на привнесение в него много иностранного, устои остаются прежними, нет желания что- либо менять, московское общество хочет законсервировать, заморозить старый уклад. К «веку нынешнему» можно отнести самого Чацкого, ведь он умный, современный молодой человек, с амбициями и стремлением к лучшему. Но он бросает вызов обществу, а один, как известно, в поле не воин. Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается образ Чацкого, тем более нелепыми. Пошлыми и глупыми кажутся обстоятельства, в которые он попадает.

которым они живут. 

6. Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) и составьте простой план начала статьи (до слов «...и родилась вся комедия»), определите главную мысль этого отрывка.

1) Комедия " Горе от ума " необычна.

2) Главная фигура - Чацкий.

3) Чацкий умён и сердечен,а остальные — нет.

4 Суть характера главного героя - в его словах : «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

5) Сердечное увлечение — причина и мотив «мильона терзаний» Чацкого.

Главная мысль: для увеличения эмоциональной составляющей нужен был герой, вступающий в конфликт с обществом, им стал Чацкий, чьи чувства были растоптаны любимой девушкой, а до того он мало интересовался над жизнью вокруг себя.

7. Какие две линии составляют сюжет комедии «Горе от ума»?

Первая линия - любовная, развитие отношений между Чацким и Софьей, раздор между ними, утраченные иллюзии и несоответствие действительного ожидаемому. Вторая - идеологический конфликт между главным героем и обществом в доме Фамусова, столкновение века нынешнего и века минувшего. Они поначалу идут параллельно, но в итоге соединяются и непосредственно влияют друг на друга по мере развития сюжета.

8. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и в каком действии, в какой сцене эти конфликты пересекаются? Какая роль отведена в конфликте Петербургу и Москве?

В произведении Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" есть общественный конфликт, который является главной темой в комедии. Он заключается в непонимании между двумя поколениями. Чацкий пытается внести некие изменения в жизнь людей. Они должны её улучшить. Герой является представителем будущего, поэтому для него естественно, что скоро придут перемены. Но вот для нынешнего века это не понятно. Эти герои не желают ничего менять, а наоборот пытаются оставить все как есть. Происходит противоречие, которое разрешается с отъездом главного героя. 

9. Как вы думаете, почему «общественная комедия» начинается с любовной интриги?

Я думаю, что свою «общественную комедию» «Горе от ума» Грибоедов начинает любовной интригой, потому что заведомо хочет оправдать Чацкого. Автор хочет показать, что даже самые умные люди, подвергшись чувствам, способны на глупости, неосознанные поступки. Доведенные ревностью – способны на отчаянные поступки. Во избежание конфликта Софье достаточно было сразу объясниться с бывшим возлюбленным, сознаться, что полюбила другого. От недосказанности, от недопонимания, от душевного неравновесия и терзавших его вопросов, Чацкий позволял себе резкие высказывания в отношении общества, грубо «обличал» его, на чем, собственно, и погорел. Если бы у него все было бы в порядке, и он был бы спокоен, я думаю, что он не так резко отзывался бы об обществе, не стал бы критиковать его, а рассказывал бы больше о европейских обычаях о том, где побывал. Я не виню Чацкого, его реакция - естественная.

10. Какую роль играет тема «ума» в комедии?

Тема «ума» в комедии – основная. Известно, что чем больше человек знает, умеет, тем больше он думает. А чем больше он думает, тем больше сомневается. А чем больше сомневается, тем больше ошибается. Дуракам жить легче, они ни о чем не думают, ни о чем не сомневаются, действуют быстро и уверенно. Отсюда поговорка «Дуракам везёт».

В комедии «Горе от ума» эта тема выражена и в ином ракурсе, а именно:

Автор хочет показать, что даже самые умные люди, подвергшись чувствам, способны на глупости, неосознанные поступки. Доведенные ревностью – способны на отчаянные поступки. Во избежание конфликта Софье достаточно было сразу объясниться с бывшим возлюбленным, сознаться, что полюбила другого. От недосказанности, от недопонимания, от душевного неравновесия и терзавших его вопросов, Чацкий позволял себе резкие высказывания в отношении общества, грубо «обличал» его, на чем, собственно, и погорел. Если бы у него все было бы в порядке, и он был бы спокоен, я думаю, что он не так резко отзывался бы об обществе, не стал бы критиковать его, а рассказывал бы больше о европейских обычаях о том, где побывал. Я не виню Чацкого, его реакция - естественная.

11. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ошибка таких людей, как Чацкий в том, что они пытаются спорить с обществом везде, где только можно и высказывать своё мнение, свои жизненные утверждения, ценности, взгляды, принципы. Я считаю, что именно поэтому Пушкин считал его не умным человеком. По большому счету, мое мнение схоже с мнением Пушкина, потому что умный человек не будет везде и во всем показывать своё превосходство. Он постоянно убеждался, что общество не такое, как он, и что он не найдет товарища по духу и уму. Имея свои взгляды на жизнь, нужно держать их при себе, а если очень хочется о них рассказать обществу, то нужно делать это корректно.

1. Какие постановки «Горя от ума» и в каких театрах вы видели? Оцените их с точки зрения понимания авторского замысла.

К сожалению, мне будет трудно ответить на этот вопрос, потому что я не была в театре на постановке комедии Грибоедова «Горе от ума». Но теперь появилось большое желание посетить театр и посмотреть эту постановку. Тем более, что театральный ценз запрещает в постановках классических произведений отклоняться от оригинала. Поэтому думаю, что прочитанная мной только что комедия, просто оживет на сцене, и что в каждом актере без труда удастся узнать того или иного героя комедии «Горе от ума».

2. Чем интересны иллюстрации к комедии? Какие из них кажутся вам наиболее близкими к характерам героев?

Страница 153

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывки)

1. Каковы слова и тон речей Чацкого, адресованных персонажам, окружающим Софью? Что обличает Чацкий (невежество, карьеризм, угодничество, низкопоклонство)? Какие оттенки обличительных интонаций слышатся в голосе актёра (насмешка, ирония, сарказм...)?

2. Как актёрам удаётся передать характер и общественную позицию героев в монологах и диалогах Чацкого и Фамусова?

3. Пушкин считал Чацкого человеком не умным. Почему? Какими вы находите героев Грибоедова? Современны ли сегодня их рассуждения?

4. Какие из крылатых выражений, приведённых в учебнике в рубрике «Развиваем дар слова», можно использовать сегодня и какие из них прозвучали в актёрском чтении? Приведите примеры («Блажен, кто верует, тепло ему на свете!..» и др.).

5. Подготовьте чтение по ролям услышанных в актёрском исполнении сцен.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: