ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 92-125

Карамзин

Страница 92-93

Н. М. Карамзин. «Осень»

1. Стихотворение «Осень» Н. М. Карамзина передаёт горькое сравнение жизни природы с жизнью человека. В чём смысл такого сравнения?

Смысл стихотворения "Осень" в том, что всегда надо помнить, что природа циклична. Если что-то увядает, то за этим обязательно последует подъём и новая жизнь! Осенний упадок сменится спокойствием зимы, которая подготовит природу к весеннему пробуждению. И так повторяется из года в год.

Что касается человека, то его жизнь не может повернуться вспять как циклы природы. Увядание - необратимый процесс. И даже весною старый человек не становится молодым, не происходит перерождения. И состояние, как будто холодная зима продолжается со своими старыми привычками. Слова про "ветхая жизни" именно об этом.

2. Как передаются чувства поэта в чтении актрисы? Какие интонации преобладают в актёрском чтении (радостные, грустные, печальные...)? В какой части стихотворения происходит резкая смена настроений? Почему?

3. На что бы вы обратили внимание при подготовке выразительного чтения этого стихотворения?

1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?

2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается эта повесть Н. М. Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

3. В чём смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в этом стихотворении?

Смысл стихотворения в том, что движение природы вечно, а жизнь человека, к сожалению, скоротечна.

Осенью природа как будто увядает, но только лишь затем, чтобы возобновиться вновь с приходом весны.

Человек же увядает также неминуемо, но возрождаться ему не дано, а потому "хладная зима" к нему все ближе и ближе, ее дыхание слышится все отчетливее и отчетливее.

Природа в стихотворении примеряет на себя брачный образ, т.е. становится по весне невестой, молодой, свежей, полной жизни. В это же время человек представляется нам уже старцем, которому уже не суждено пойти под венец (пойти молодым - это уж точно).

4. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой Н. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?

5. В чём значение творчества и личности Н. М. Карамзина для России — её культуры и литературы?

По значимости в области истории Государства Российского Николая Михайловича превосходит только прародитель истории и литературы России Михаил Васильевич Ломоносов. Ну в литературном жанре пожалуй он уступает только великим писателям и поэтам золотого века(Пушкин, Лермонтов, Грибоедов). Тем не менее его литературное творчество включено в школьный курс литературы. И его влияние на формирование Русского языка безусловно велико, если мне не изменяет память то именно он добавил в русский алфавит букву "Ё".

6. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчёркивает, что Н. М. Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему со временники автора считали это новаторским приёмом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.

2. Какие слова и словосочетания из приведённых ниже можно использовать сегодня? В каких случаях?

Особливо, златоглавый, плачевная судьба, зажиточный, худо обрабатывала, любезная, пристроить к месту, навернулись слёзы, робкий голос, читывал романы, подгорюнившись, прелестный, здешний, неразлучно, дремучий, надлежало.

Часть этих слов вполне можно употреблять и в современной речи:

зажиточный - о человеке: небедный, хорошо обеспеченный, довольно богатый.  

навернулись слезы - если на глаза навернулись слезы, то человек вот-вот заплачет.

златоглавый (храм) - клише. В других значениях слово сейчас не употребляется.

робкий голос - тихий, неуверенный  

здешний - местный. Слово употребительное, но воспринимается как просторечное.

неразлучно -  всегда вместе.

дремучий - дремучий лес, например - густой лес. Иногда о крайне невежественном человеке говорят, что он "дремучий".

прелестный - очень красивый, приятный. Раньше это слово означало скорее "искушающий" и могло иметь отрицательный смысл.

плачевная судьба - грустная, несчастливая судьба

Часть слов понятны, но сейчас звучат как устаревшие. (Особливо, любезная, надлежало, читывал романы)

Их можно употреблять в речи, если хочется стилизовать ее "под старину", например, в шутку: "Читывал я романы Дэна Брауна. Так себе книжицы, скажу я вам."  

Часть слов явно устарела.  

худо обрабатывала - слово "худо" в значении "плохо" устарело и встречается, например, в пословицах (Худой мир лучше доброй ссоры)  

пристроить к месту - устроить (знакомого, родственника) на работу, должность

подгорюнившись - пригорюнившись, т.е. с грустным видом

3. Подготовьте характеристику одного из героев повести «Бедная Лиза», включив в неё монологи и диалоги героев, описание портретов героев (письменно или устно — на выбор).

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, тяжело переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Её мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его мужем дочери, так как хорошо понимает социальное неравенство. Известие о смерти Лизы поразило её: сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Страница 100

1. Прочитайте статьи «О русской литературе XIX века» и «Поэзия XIX века» (см. с. 94 и 95—100), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор — «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солн це русской поэзии», «Звёзды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни».

2 . Кто назвал художественную литературу «сокращённой вселенной»? Как вы поняли эту метафору?

М. Е. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращённой вселенной».

3. Кто был зачинателем русского романтизма? Какие жанры были ведущими для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

Зачинателями русского романтизма были В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков. Ведущими жанрами для Батюшкова были элегия, послание, а позже- исторические элегии. А для Жуковского баллада, элегия, песня, романс.

4. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа»? Согласны ли вы с этим суждением и как его можно подтвердить?

"Книгой мудрости самого народа" назвал басни И. А. Крылова Николай Васильевич Гоголь. С этим суждением нельзя не согласиться. Басни Крылова быстро стали невероятно популярны в народе. Все слои русского общества - от дворян до крестьян - читали эти басни. Их изучали в земских школах, так что можно сказать, что широкие слои населения буквально учились по ним читать.

И это неудивительно. Стиль басен И. А. Крылов прост и понятен любому. Они легко читаются и запоминаются. Кроме того, как и во многих народных сказках, персонажами басен Крылова были животные. Главное же состоит в том, что мораль его басен была близка к народной мудрости, воплощенной, например, в пословицах и поговорках. Скажем, общий смысл басни "Стрекоза и муравей" можно выразить пословицей "Готовь сани летом, а телегу - зимой".

5. Что вы знаете о судьбе К. Ф. Рылеева? Чему посвящены стихотворения Е. А. Баратынского?

Рылеев родился в Батово в 1795 году. Семья его была бедной. Рылеев отучился в Кадетском училище, ходил в походы с русской армией. Затем военную службу он покинул и решил работать в судебной палате.
Был участником разных литературных кружков. Был членом Северного общества декабристов.
Рылеев поддерживал конституционную монархию, но спустя некоторое время стал республикантом.
Был активным участником в восстании декабристов, за что его приговорили к смертной казни. Был повешен в 1828 году.
Стихи Баратынского в основном на любовную тематику. Так же он писал о природе, о временах года. Он писал очень романтичные стихотворения о быстротечной жизни, о любви.

6. Как проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева философская масштабность? В каких стихотворениях мы находим сочувствие страданиям Родины, постижение родной природы, размышления о любви, сострадании?

7. Каким темам посвящены стихотворения Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Н. А. Некрасова? Какие их произведения вам известны?

Страница 101

1. Когда появляется романтизм? В чём его пафос?

Романтизм в русской литературе проявился в начале 19 века. В Европе романтизм проявился чуть раньше. Зачинателями русского романтизма были К.Н. Батюшков и В.А. Жуковский. В дальнейшем романтизм проявился в творчестве таких великих поэтов как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Главный пафос романтизма – конфликт свободной личности с окружающим обществом. Романтический герой всегда отстаивает свои идеалы. Романтизм в русской литературе создал бунтарских героев.

2. Какими писателями представлено это направление?

Жуковский, Рылеев, Батюшков.

3. Назовите романтические произведения.

 1. "Грозовой перевал" Эмили Бронте (1847)
2. "Гордость и предубеждение" Джейн Остин (1813)
3. "Ромео и Джульетта" Уильям Шекспир (1597)
4. "Джейн Эйр" Шарлотта Бронте (1847)
5. "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл (1936)
6. "Английский пациент" Майкл Ондатже (1992)
7. "Ребекка" Дафна Дю Морье (1938)
8. "Доктор Живаго" Борис Пастернак (1957)
9. "Любовник леди Чаттерли" Дэвид Лоурэнс (1928)
10. "Вдали от обезумевшей толпы" Томас Харди (1874)
11. "Моя прекрасная леди" Алан Джей Лернер (1956)
12. "Африканская королева" Сесил Скотт Форестер (1935)
13. "Великий Гэтсби" Френсис Скотт Фиджеральд (1925)
14. "Чувство и чувствительность" Джейн Остин (1811)
15. "Какими мы были" Артур Лорентс (1972)
16. "Война и мир" Лев Толстой (1865)
17. "Французский залив" Дафна Дю Морье (1942)
18. "Убеждение" Джейн Остин (1818)
19. "Ищи себе пару" Кингсли Эмис (1960)
20. "Даниэль Дэронда" Джордж Элиот (1876)

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: