ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 41-64

Страница 41

1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

Россия стала стремительно развиваться в 18 веке по следующим причинам.

Институциональные реформы.
Приток иностранных специалистов.
Развитие мануфактур.
Развитие внешней торговли.
Институциональные реформы проводил прежде всего Петр I. Правила западноевропейской экономики, науки, культуры насильно внедрялись царем, но он не провел реформы по освобождению крепостных крестьян.

Иностранные специалисты в различных областях начали привлекаться в Россию еще Петром I, но пика приток квалифицированных кадров из-за рубежа достиг при Екатерине II. Основу составляли немцы. Именно они с нуля создали институт высшего образования в России.

Развитие мануфактур набирало силу на протяжении всего 18 века. Судоверфи, полотняные мануфактуры учреждал еще Петр I. А далее уже на Урале появляются металлургические заводы.

Богатство России прибавляла внешняя торговля.

Ясак пушниной собирался по всей Сибири. Российская пушнина была наиболее прибыльным экспортным товаром. Кроме этого за границу шел лес, зерно, лен и другое сельхозсырье.

Вот так грамотное управление позволило царской России быстро прогрессировать экономически. А уже на этой базе была создана победоносная армия и осуществлены территориальные захваты.

2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

В XVIII веке наряду с экономикой развивалась и общественная мысль. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были открыты Московский университет, профессиональные училища, школы, Академия художеств, Академия наук, первый русский театр и печатная газета. Активно развиваются искусства: архитектура, живопись, скульптура. Именно в этом веке появляется знаменитый памятник Петру «Медный всадник».

Особое внимание уделялось литературе, целью которой было воспитание человека. Основным пафосом произведений стали преобразования и государство. Основными жанрами были ода и высокая сатира. Во второй половине XVIII века в литературе появляются такие жанры, как прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма». Развитие сатиры привело к изданию сатирических журналов, например, «Всякая всячина» (журнал Екатерины II), «Трутень» (Н.И. Новиков), «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта».

3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

В предыдущих классах мы знакомились с творчеством авторов XVIII века. Это М. В. Ломоносов: «Случились вместе два астронома в пи­ру...» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Ве­личества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс);

Г. Р. Державин: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи...» (7-й класс), Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (8-й класс); И. А. Крылов: басни (Крылов начал писать в XVIII веке, продолжил в XIX веке).

Гавриил Романович Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова». Державин присутствовал на выпускном экзамене в лицее, когда А.С. Пушкин читал свое стихотворение, и благословил будущего поэта на путь творчества. А.С. Пушкин, когда работал на «Капитанской дочкой», пользовался записями Державина о восстании Пугачева, так как Державин участвовал в подавлении этого бунта.

В предыдущих классах мы знакомились с творчеством авторов XVIII века. Это М. В. Ломоносов: «Случились вместе два астронома в пи­ру...» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Ве­личества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс);

Г. Р. Державин: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи...» (7-й класс), Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (8-й класс); И. А. Крылов: басни (Крылов начал писать в XVIII веке, продолжил в XIX веке).

Гавриил Романович Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова». Державин присутствовал на выпускном экзамене в лицее, когда А.С. Пушкин читал свое стихотворение, и благословил будущего поэта на путь творчества. А.С. Пушкин, когда работал на «Капитанской дочкой», пользовался записями Державина о восстании Пугачева, так как Державин участвовал в подавлении этого бунта.

4. Назовите авторов приведённых текстов:

Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару. <...>Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид. <...>

Первый отрывок из стихотворения М. Ломоносова, второй – Г. Державина.

5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм - это и направление и стиль, получивший свое название потому, что его представители следовали в своем творчестве и считали за образец искусство Древней Греции и Рима. Нужно было им подражать.

Направление родилось во Франции и отражено в " Поэтическом искусстве" ( Буало ). Сочинение должно появляться на свет рассудочным путем, следовать правилам трех единств и определенным жанрам были предписаны определенные правила построения.

Русский классицизм опирался на русскую почву, был связан с жизнью, отражал идеи своего времени. Главное направление - сатирическое Русские "классицисты" обращались к истории страны, поднимали в своих произведениях важные для страны проблемы, оценивая их с патриотических позиций.

6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте его.

В 8 классе мы знакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Это произведение написано с соблюдением законов классицизма: мы видим единство времени, места, действия, язык комедии ясный и точный.  В комедии противопоставлены идеальный мир и мир невежества, персонажи строго делятся на положительных и отрицательных.

Ломоносов

Страница 49

1. Где учился М. В. Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарён? Какие из его произведений вам известны? О чём они?

В 1731 году поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве   В 1731 году. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет , а в 1736 году в Германию, где учился в Марбургском университете ( 1736-1739 гг.), а затем во Фрейбурге в школе горного дела ( 1739-1741) у горного советника И.Генкеля.  В 1741 г. стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 году профессором химии. Его труды относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии стали рубежом в развитии науки. Создал в России многие химические производства- неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, изучал древнерусские летописи.
   Произведения Ломоносова: "Похвальная надпись к статуе Петра Великого", " Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года", " Случилось
вместе два Астронома в пиру..." 
  Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире, и особенно в России " Утверждение наук в Отечестве".

2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учёными мира?

Ломоносов стал одним из самых великих русских ученых во многом благодаря свей силе воли и упорству.

С детства он отличался огромной тягой к знаниям. Он самостоятельно выучился писать и читать, причем писал красиво и без ошибок, что в то время умели не многие. Он пешком отправился на учебу в Москву в возрасте 19 лет, поступил в академию и всего за 5 лет прошел полный курс обучения, который другие проходили за 12 лет.

Выделим те качества характера Ломоносова, которые помогли ему стать светилом науки.

Прежде всего это огромное трудолюбие и упрямство, упорство в достижении поставленной цели, это принципиальность и стремление познать истину, это стойкость и даже храбрость, ведь многие представления Ломоносова шли в разрез с мнением других ученых.

3. Что явилось целью жизни Ломоносова?

Вся жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, великого русского писателя, пронеслась как бушующий ураган, оставив после себя добрую и вечную память. С детства Лермонтов обучался иностранным языкам и другим наукам с частными репетиторами. Уже поступив на службу в гвардию Михаил открыл у себя поэтический талант. Из-за свободолюбивого нрава Лермонтова, последнего недолюбливали при дворе, что стало причиной его ссылок. А обладая заносчивым нравом, Лермонтов часто дрался на дуэлях, одна из которых стала для него фатальной. Смотря на биографию этого великого поэта, можно судить, что целью его жизни был поиск страсти и вдохновения. Сидеть на месте – вот чего не терпел Михаил Лермонтов.

4. Что вы знаете о теории «трёх штилей»? Определите устно, к какому из «трёх штилей» (высокому, среднему, низкому) относится каждый ряд жанров:

героические поэмы, оды, трагедии —драмы, сатиры, письма, элегии —комедии, эпиграммы, песни, басни —

 Высокий. Героическая поэма, ода, трагедия.
 Средний.  Элегия, драма, сатира.
 Низкий. Комедии, письма, песни, басни, эпиграммы.

5. Что говорил о значении М. В. Ломоносова для России А. С. Пушкин?

Роль М.В. Ломоносов в основании базы российской науки сложно переоценить. Человек, который одновременно владел знаниями по стольким направлениям! Ломоносов " обнял все науки", так говорил о А.С.Пушкин, за свою недолгую жизнь он сделал много для географии, истории, литературы, медицины, физики, химии, минералогии, механики. Он повернул российскую науку в нужном направлении, и она до сих пор идёт этим направлением.

Ломоносову принадлежит фраза, что "могущество России будет Сибирью прирастать".

Он не только владеет теоретическими знаниями, но и воплощает свои открытия, учреждает фабрики, строит.

Наконец, благодаря Ломоносову, был открыт первый российский университет.

Почему Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом"- потому, что Ломоносов был действительно первым русским учёным естествоиспытателем. Он изучал науки, процессы, выясняя природу их происхождения, его не устраивали общие слова.

На его знаниях, открытиях, и была создана русская наука того времени и это его заслуга.

Страница 51

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

1. В этой философской оде М. В. Ломоносов задумывается о могуществе Божественного разума. Как звучат в актёрском чтении первые три строфы (торжественно, таинственно, загадочно...)? Помогает ли музыка В.А. Моцарта ощутить величие и бесконечность мира?

2. Какую роль играют паузы, повторяющиеся вопросы? Что волнует поэта?

3. Как волнение и сомнения Ломоносова подчёркиваются в чтении актёра?

4. Подготовьте выразительное чтение оды, сохранив торжественность интонаций, ощущение величия мира и страстность вопросов человека, стремящегося осознать всю безмерность этого величия.

Страница 59

1. Как бы вы сформулировали тему каждой прочитанной вами оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались вам особенно важными для жанра оды?

Главная идея оды Ломоносова "На день восшествия Елисаветы" в том, что о человеке судят по его поступкам. Ломоносов в оде вспоминает Петра I, как бы говоря Елисавете, что не стоит забывать о том, что начал ее отец и необходимо развивать науку. Он надеется, что Елисавета будет издавать законы, полезные всему русскому народу

2. Какова главная мысль философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чём поэт видит заслугу императрицы?

3. Как вы понимаете строки:

«...может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов-Российская земля рождать»?

4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Под твердите ответы чтением фрагментов из текста «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: