ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 8-40

Страница 8-9

1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

В основе церковно-славянских текстов лежали христианские представления человека о мире. Тексты создавались для богослужений, каждое слово в них было связано с Богом и наполнено Им, и для человека Слово стало божественным чудом.

Древнерусскую литературу отличало отсутствие вымысла в произведениях, они были основаны только на исторических фактах и создавались в строгом соответствии с жанром. Древнерусскую литературу называют святоотеческой, потому что писались тексты с Божьего благословения священнослужителями (монахами). Древнерусская литература отличалась и тем, что строго соблюдала этикет: этикет миропорядка, поведения и словесный этикет.

2. Какие существовали жанры древнерусской литературы?

К жанрам древнерусской литературы относятся жития, хождения, поучения и слово.

Житие – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых. Написание жития являлось одним из условий признания святости. Мы знакомились с «Житием Сергия Радонежского» и «Житием святого и благоверного князя Александра Невского».

Хождение – это произведение, в котором давалось описание путешествия или паломничества. Например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

В древнейшем периоде русской литературы существовал жанр «слово», оно было торжественным или учительским.

Слово как торжественное красноречие составлялось по очень важным поводам, касающимся всей Русской земли в целом, сюда относились внешняя и внутренняя политика, борьба за независимость, вопросы войны и мира. Например, «Слово о по­гибели земли Русской».

К учительскому красноречию относится «поучение». Оно имеет практическую цель: донести информацию до всех людей на общедоступном языке. Поучения были небольшими по объему, в них отсутствовали риторические украшения. «Поучение Владимира Мономаха».

3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

В 5 классе мы изучали «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», в 6 классе – «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе», в 7 классе – «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в 8 классе – «Повесть о житии и храбро­сти благородного и великого князя Александра Невского», «По­весть о Шемякином суде».

Герои произведений древнерусской литературы: ремес­ленник-кожемяка («Сказание о кожемяке»), Ярослав Мудрый («Из похвалы князю Ярославу и книгам»), Владимир Мономах «Поучение Владимира Мономаха», князь Петр и дева Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), Александр Невский («Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»), судья Шемяка («Повесть о Шемякином суде»).

Я хочу рассказать о «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича» из летописи «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. В «Повесть временных лет» также включены изучаемые школьной программой народные предания: рассказ о юноше-кожемяке (992 г.) и рассказ о белгородском киселе (997 г.).

Когда в 968 году на Руси впервые появляются печенеги, киевский князь Святослав был далеко от дома: он воевал с Византией. Около Киева был небольшой отряд воеводы Претича, но стоял он по другую сторону Днепра, а сам город был осажден, и некому было подать весточку, что люди в осаде.  Подвиг отрока-киевлянина заключался в том, что он бесстрашно прошел через стан врага, спрашивая врагов, не видел ли кто здесь коня. Юношу спасло умение говорить по-печенежски, но когда увидели печенеги, что отрок в Днепр кинулся и поплыл на другую сторону, то полетели в него стрелы. Передал юный киевлянин просьбу княгини Ольги воеводе о спасении.

Воеводе удалось убедить печенежского князя, что Святослав с огромным войском приближается к Киеву, а его, Претичи, отряд лишь передовой. Печенежский князь поверил, испугался, запросил мира и отступил от города.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

4. Какие периоды прошла в своём развитии древнерусская литература?

Развитие древнерусской литературы растянулось на 700 лет, разделившись на три этапа.

Первый период относится к XI-XV вв. Творчество осмысляется как божественный акт. Писатель выполняет роль посредника между Богом и человеком. Это еще не автор в подлинном смысле: он переписывает священные тексты, не создавая ничего нового. И только в конце XV века появятся произведения, в которые автором привнесены собственные мысли и чувства.

Второй этап условно объединяет конец XV - 40-е гг. XVII века. Тогда уже ярко проявляются авторское начало, авторский вымысел, авторское Я.

Третий период - 40-е гг. XVII века - 30-е годы XVIII в. В это время происходит осознание и выражение авторской позиции.

Третий период и стал началом развития художественной литературы. А талант автора воспринимается как божественный дар.

5. Письменно составьте подробный план текста статьи учебника, по плану подготовьте устный пересказ, при ведите в качестве примеров произведения древнерусской литературы, изученные в 6—8 классах.

Словесное искусство Древней Руси.
Появление церковно-славянского языка.
Религиозные представления о мире – основа церковно-славянских текстов.
Исторический характер древнерусской литературы.
Соблюдение этикета древнерусской литературой.
Жанровое своеобразие древнерусской литературы.
Периодизация древнерусской литературы.

Страница 10

1. Перескажите очерк Д. С. Лихачёва, подчеркнув его главные мысли.

Главными мыслями очерка Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» являются:

«Слово…» создано в период раздробленности феодальных княжеств Руси.
Произведение имеет глубокие корни народного мировоззрения и народной культуры.
В «Слове…» видны элементы будущих русской, белорусской и украинской литератур.
Произведение от начала до конца пронизано идеей объединения русских земель и людей.
Автор «Слова…» выражает общественную позицию того времени и имеет независимую патриотическую позицию.

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведение «Слово о полку Игореве»?

Произведение создавалось в очень тяжкое время. Многочисленные князья, правившие отдельными клочками земли, стремились к захвату власти. Однако ни один из них не мог противостоять многочисленной армии половцев. От этого страдало рабочее население. Их земли постоянно разоряли кочевые племена.

Годы, описанные в «Слове…», стали переломными в осознании русским народом своего единства. Слава о князе Игоре Святославовиче разнеслась по многочисленным землям.

Страница 34-36

1. Подумайте, в чём основная мысль произведения. Как проявляется идея автора в тексте «золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким вы представляете себе автора «Слова о полку Игореве»?

Золотое слово Святослава представляет собой отрывок из памятника русской литературы "Слово о полку Игореве" В этом отрывке князь Святослав горько переживает по поводу пропавших князей - Игоря и Всеволода. Святослав мудро замечает, что слишком рано эти князья бросились на половцев в одиночку, не дождавшись помощи от других русских князей, в поисках личной воинской славы, то есть мучимые гордыней. Автор вкладывает в слова Святослава призыв к объединению всех русских князей, потому как по одиночке их легко разбить, но вместе они великая и непобедимая сила. Именно в призыве к объединению и заключается золото, то есть великий смысл речи Святослава.

Неизвестно, говорил ли Святослав в действительности эти слова, ведь "Слово о полку" скорее художественное произведение неизвестного автора, который был несомненно патриотом Руси, человеком, который понимал, что настало время для объединения разрозненных княжеств, и пропагандировал эту идею через золотое слово Святослава.

2. Какие приёмы помогают автору «Слова...» создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

Среди приемов, с помощью которых автор раскрывает характеры героев, я бы отметила следующие:

Жанр повести - необычен для древнерусской литературы: автор делает упор не на подробном описании военного похода, а рассматривает произошедшие события, оценивая деятельность князей в широкой исторической перспективе, сравнивая их с героями давно ушедших лет.
Во вступлении автор вспоминает Бояна, но предупреждает, что он не будет следовать старым правилам и традициям, это будет его, автора, собственная песня, песня в которой элементы фольклора так тесно переплелись с воинской повестью, что превратились в одно целое: поражение Игоря оплакивают не только люди, но и вся природа. Русская земля и русская природа - такие же действующие лица в"Слове...", как, например, Игорь или Всеволод.
Использует автор и дидактические приемы: всем своим повествованием пытается донести до русских князей мысль, что причина их слабости и их поражения - в междуусобных войнах, в неспособности сплотиться и подчинить свои амбиции одному более сильному правителю - Святославу киевскому.
Еще один прием - использование фольклорных мотивов, вспомним, например, плач Ярославны. Ее мольба и ее плач, обращенные непосредственно к силам природы, имеют в своей основе и социальные мотивы: Ярославна плачет не только о своем муже, она плачет о всех невернувшихся с той битвы.
Использование гипербол, метафор, широко употребляемых в фольклоре: Игорь сравнивается с соколом (храбрый воин), Ярославна - с кукушкой (тоскующая, плачущая), черные тучи - обощенный символ врагов Земли Русской.
Контрасты: Игорь является как "яркий свет", а Кончак - как "черный ворон".

3. В. Г. Белинский в «Статьях о народной поэзии» пишет:

«...Плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска... это... любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каялереке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.) Согласны ли вы с мнением знаменитого критика? Каким вам представляется образ Ярославны?

В плаче Ярославны отчетливо перекликаются нотки и мотивы народных плачей. Ярославна горюет не только о своем муже, она плачет о всей его дружине. Ее обращения к языческим богам настолько проникновенные и трогательные, что читатель поневоле соотносит спасение Игоря с ее мольбами. В этом плаче все - и ее горячая любовь к мужу, и печаль, вызванная гибелью русских людей, и воспоминания о славных походах Святослава и надежда на то, что боги сжалятся и вернут ей ее мужа.

Даже природа тронута глубиной скорби Ярославны, читатель "Слова...", безусловно, разделяет ее чувства, он сожалеет, он молится, он, наконец, надеется вместе с ней.

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова о полку Игореве».

Князь Игорь и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, искали славы только для себя, и поэтому лично они никакого вклада не сделали. А вот их поражение болью откликнулось на Руси и стало одной из причин того, что русские князья задумались об объединении, как минимум для борьбы с внешними врагами.

1. Известна ли вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чём сходство и в чём различие в сюжетах литературного памятника «Слово о полку Игореве» и оперного либретто? Как вы думаете, почему либретто оперы отличается от содержания эпической поэмы?

Опера "Князь Игорь" (А. Бородин) и балет "Ярославна" (Б. Тищенко)

Сходства:

1. Оба произведения были написаны на сюжет памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве"

2. Ни там, ни там сильно не отходили от оригинального сюжета "Слова", поэтому в обоих произведениях есть сцены затмения, сбора дружины, похода, разгрома русского войска и возвращение Игоря на родину

3. Эти произведения ярко демонстрируют два ярких образа: мужественного и смелого Игоря и мудрой, верной и женственной Ярославны

Различия:

1. Произведения написаны в разных жанрах: опера и балет

2. В опере Бородина пролог и четыре действия, в балете Тищенко три действия

3. В балете присутствуют некоторые черты, которые далеки от классики: движения более современные, а сюжетная линия более четкая

4. События в опере и балете повторяются, однако, не параллельно. Например, в опере сначала происходит солнечное затмение, а затем Игорь, созвав дружину, отправляется в поход, а в балете солнечное затмение настигает персонажей непосредственно во время похода

2. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчёркивает в них (мужество, красоту, величие персонажей)?

1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особенностях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения.

Закрываю глаза и вижу его, автора «Слова…» в маленькой келье. Он перебирает огромные книги и свитки. Седовласый, крепкий старик в рясе встает, его ясные, мудрые глаза устремлены куда-то в пространство… Мне кажется, что он видит меня, и я решился:

 – Отче, восемь веков нас разделяют, можем ли мы понять друг друга?

– Отчего же не понять?! Коли Русь стоит, коли жива вера православная, значит, и мы не зря землю топтали и хлеб ели. Значит, во всех последующих поколениях были такие, как я раб божий, кто хотел разбудить в людях хорошее: совесть да любовь.

 – Но ведь князь Игорь ни за что погубил свою дружину, открыл дорогу половцам, какая там любовь и совесть?

  – Гордость чрезмерная да себялюбие привели Игоря к плену и позору. Такое с каждым может случиться. Но не каждый может не только осознать свои ошибки, но раскаяться, покаяться в них и направить сердце свое на служение людям. Таких и Бог прощает, и человек уважает, и другим он наука.

 – Так главное в твоем «Слове…» это?

– Чтобы главное в «Слове…» понять, надобно Бога принять, Родину любить и людям служить, а иначе слова так и останутся пустым звуком – открываются они только когда сердцем человек читает.

2. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил своё златое слово» в устные сообщения о сюжете и героях «Слова о полку Игореве».

Выражение ковать крамолу обозначает замышлять что-то недоброе против кого-то, сеять вражду. Синином выражения - ковать козни, ковать ковы.

Выражение растекаться мыслею по древу обозначает говорить много не по существу, многословить, отвлекаться от основного, сильно вдаваться в ненужные подробности.

Выражение изронять свое златое слово обозначает сказать что важное и долгожданное для окружающих.

3. Какую роль в тексте произведения играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, ковал крамолу, изронил златое слово, молит, величать, запричитала, вспала мысль, знамением небес пренебрегая, к славной изготовились борьбе? Объясните их смысл.

Давайте объясним смысл слов и сл/сочетаний из слова "Слова о полку Игоревом".

1). "Сложить песнь" — рассказать о событии.

2). "Отвагой запалил себя" - решился на подвиг, воодушевился, набрался храбрости.

3). "Заострил сердце" - с напряжением и отвагой, храбростью.

4). "Накликают" сродни "накаркают", т.е. привлекут беду, ненастье.

5). "Грозу суля" - запугивая, обещая, предрекая беду.

6). "Крамолу ковал". Крамолой называли бунт, восстание. Поэтому значение этого словосочетания можно дать так: готовил измену, предательство, смуту, войну.

7). "Изронил златое слово". Золотое слово - важное, мудрое, поучительное. Изронил - сказал.

8). "Молит" - умоляет, просит, уговаривает.

9). "Величать" - возвеличивать, уважительно называть.

10). "Запричитала" - горько заплакала, заголосила.

Все приведенные нами слова служат для раскрытия художественного своеобразия произведения, повышают его выразительность и эпичность.

«Слово о полку Игореве»

1. Драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написан по поводу неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича. Вслушаемся в актёрское чтение текста. Настраивает ли вступление на восприятие «Слова...»? Какие слова звучат в чтении актёров особенно торжественно? Какие чувства окрашивают чтение (сочувствие, сострадание, грусть...)?

2. Почему интонация и эмоциональный фон «золотого слова Святослава» так резко отличаются от звучания вступления? Какими интонациями сменяются скорбь, печаль, досада, прозвучавшие в устах князя в начале «золотого слова», в тот момент, когда он обращается к русским князьям с призывом к объединению для защиты родных земель? Помогает ли музыка передать страстность призыва старого князя Святослава? Как меняется ритм актёрской речи вместе с ритмом музыкального сопровождения?

3. Что особенно запомнилось вам в актёрском чтении и что вы использовали бы при подготовке собственного чтения?

4. Какие чувства передаёт в своём чтении «Плача Ярославны» А. Покровская? Усиливает ли восприятие музыкальное сопровождение?

5. Какими средствами художественного чтения актриса передаёт динамику, стремительное движение в сцене побега Игоря?

6. Подготовьте выразительное чтение «Слова о полку Игореве», постарайтесь при чтении передать особенности эмоционального содержания произведения.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: