ГДЗ по литературе 9 класс учебник Гулин, Романова Страница 205-232

Страница 205

1. Какую «иную, лучшую свободу» Пушкин противопоставляет гражданским правам в стихотворении «Из Пиндемонти»? Значит ли это, что ему безразличны вопросы общественной жизни?

2. Как вы думаете, почему поэт не хочет различать зависимость от царя и зависимость от народа? Означает ли призыв «себе лишь самому служить и угождать» прославление эгоизма?

3. Почему стихотворение завершается усечённой строкой с многоточием?

4*. Поработайте со словарём языка Пушкина и выясните, какие оттенки значения имеют у него слова: свобода, воля, вольность, независимость.

5*. Как вы понимаете строчки Л.Л. Блока: «Пушкин, тайную свободу / Пели мы вослед тебе»?

Страница 211

Анализируем стихотворение по плану

Прочитайте стихотворение «К морю».

1) Назовите характерные для романтической лирики мотивы, воплотившиеся в этих стихах.

2) Раскройте автобиографический подтекст стихотворения. Как вы думаете, почему поэт выбрал название «К морю», а не «Прощание с морем»?

3) Объясните, какую роль в произведении играют образы Наполеона и Байрона. Почему именно их гибель приводит поэта к горестному выводу: «мир опустел»?

4) Покажите, как создаётся в стихотворении образ моря и как выражается отношение к нему поэта. Выделите наиболее яркие художественные средства, которые для этого использует автор.

5) Охарактеризуйте строфику и ритмическую организацию стихотворения. В каком фрагменте стихотворения наблюдается нарушение строфической формы? Чем можно это объяснить?

6) Сопоставьте это стихотворение Пушкина с его элегией «Погасло дневное светило...» и стихотворением В.Л. Жуковского «Море».

7) Сравните образ моря в этом стихотворении и в отрывке «Когда порой воспоминанье...».

Страница 215

1. Вспомните, какие виды сказок принято выделять в народной поэзии. Чем они различаются?

2. Перескажите сюжеты известных вам сказок Л.С. Пушкина. Подготовьте сообщение о том, в каком порядке они создавались, какими источниками пользовался поэт, сочиняя их.

3. На примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» покажите, как Пушкин использует заимствованный сюжет для создания своеобразной, русской по духу сказки.

4. Подготовьте коллективное выступление на тему «Разнообразие литературной сказки». Включите в него сообщения о сказках СТ. Аксакова, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других русских писателей.

Страница 217

1. Подготовьте  выразительное  чтение  наизусть  стихотворения «И путник усталый на Бога роптал...».

2. Какие картины возникают в воображении при чтении этого произведения? Какое чувство оно вызывает?

Страница 219

Прочитайте стихотворение «Пророк» (1826). Какое впечатление на вас оно произвело? Какие литературные, музыкальные, художественные ассоциации возникли у вас при размышлении о нём?

Страница 221

1. Составьте библиографию произведений Пушкина, написанных (а также задуманных или законченных) в Михайловском.

2. Какие из этих произведений свидетельствуют об изменениях в художественной манере Пушкина?

3. Прочитайте цикл «Подражания Корану». Познакомьтесь с комментариями к нему в Собрании сочинений А.С. Пушкина в 10 т. Какие автобиографические мотивы находит автор комментариев (Б.В. Томашевский) в этом поэтическом цикле?

4. Приведите примеры произведений, написанных в Михайловском, в которых звучат вольнолюбивые мотивы, развиваются темы дружбы, любви.

5*. Подготовьте сообщение о поэтическом диалоге Пушкина с митрополитом Филаретом («Дар напрасный, дар случайный...» А.С. Пушкина и «Не напрасно, не случайно...» Филарета).

Страница 228

1. Прочитайте стихотворения: «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Сожжённое письмо», «Признание» («Я вас люблю, хоть я бешусь...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Подготовьте выразительное чтение наизусть одного-двух понравившихся вам стихотворений. Чем они привлекли, тронули вас?

2. Сопоставьте стихотворения «Простишь ли мне ревнивые мечты...» и «Я вас любил: любовь ещё, быть может...». Как вы считаете, можно ли говорить о единстве образа лирического героя в этих произведениях?

Страница 233

Проанализируйте стихотворение «Мадонна» (1830), опираясь на следующие вопросы:

1) О каком сбывшемся сокровенном желании рассказывает лирический герой?

2) Почему в рассказе о своей мечте поэт упоминает не иконописный образ Пречистой Девы, а «картины старинных мастеров»? Как в этом проявилась религиозная и эстетическая чуткость автора?

3) Почему поэт выбрал форму сонета? Продолжает ли он в этих стихах традиции своих предшественников, творивших в этом жанре, или в чём-то спорит с ними?

4) Какой приём помогает поэту перейти от описания картины к изображению любимой женщины?

5) Подумайте, почему сопоставление земной женщины с Мадонной в этих стихах не выглядит кощунственным.

6) Как религиозная лексика этого стихотворения повлияла на изображение чувства любви?

7) Каким предстал в стихотворении «Мадонна» лирический герой?

8) Прочитайте значения слова прелесть, данные в Словаре языка Пушкина. В каком из значений оно используется в стихотворении «Мадонна»?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: