ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев § 9. Николаевское самодержавие: государст

Можно ли назвать Николая I реформатором? В чём разница между либерализмом и консерватизмом в политике самодержцев? Как складывались отношения власти и общества в России во второй четверти XIX в.?
1. Составьте характеристику Николая I как правителя (обстоятельства прихода к власти; методы царствования; личные качества императора и др.).

Николай Первый.

 Даты его правления пришлись на период с 1825 по 1855 год (год смерти).

Был одаренным человеком, делающим упор на изучение военной истории, инженерии, артиллерии и прочего, несмотря на то, что будучи третьим сыном, он не был подготовлен к престолу.

Что касается основных реформ, то их можно подразделить по временным категориям

Например, кодификация законов, которая была произведена М. Сперанским случилась в период с 1826 по 1832 годы, а крестьянская реформа Киселева – с 1837 по 1841 годы (по окончанию торговля крестьянами поодиночке была упразднена, а в 1843 торговля была запрещена полностью, в 1848 – крестьяне могли выкупать себя).

 

Кроме того, одной из важных реформ является финансовая реформа Канкрина, которая проводилась с 1839 по 1841 годы (введена серебренная монетизация, обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты).

 

Вместе с тем, Польша была лишена конституции и теперь Царство Польское входило в состав Российской империи (1832 – после окончания восстания в Польше).

 

Важно отметить его вклад в образование, так как были построены технический университет в Санкт-Петербурге, а также третье отделение при Императорской канцелярии.

 

Его правление было весьма эффективным, как во внутренней, также как во внешней политике. Реформы проводились постепенно, продуманно и основательно.

2. Какие функции были возложены после воцарения Николая I на императорскую канцелярию? О чём это свидетельствовало?

Важнейшим инструментом личного управления самодержца России стала собст­венная Его Императорского Величества канцелярия. Николай превратил её в орган, который стоял над всеми министерствами. Вскоре после вступления на престол он разделил её на отделения, поручив каждому заниматься важной государственной проблемой. Всего было создано шесть отделений, но самыми значительными среди них стали Второе и Третье.

 

На II Отделение Николай возложил задачу провести кодификацию законов, то есть привести их в ясную и понятную систему. К этой работе он привлёк знаменитого реформатора предыдущего царствования — М.М. Сперанского. Под его руководством в течение всего четырёх лет было составлено 45-томное Полное собрание законов Российской империи. В него вошли все законы (как действующие, так и отменённые), начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Ещё через два года, в 1832 г., Сперанский представил Николаю 15 томов нового Свода законов Российской империи, состоящего только из действующих законодательных актов. И Полное собрание, и Свод законов были разосланы во все государственные учреждения, работа которых теперь должна была обрести полную законность и порядок.

 

Ещё более важная миссия была поручена III Отделению собственной канцелярии, созданному для обеспечения государственной безопасности. Существование тайных обществ в течение долгих лет указывало на неэффективность работы полицейского аппарата. Начальником нового учреждения был назначен Александр Христофорович Бенкендо́рф.

 

Перед III Отделением ставилось сразу несколько задач. Сюда входили и обнаружение противоправительственных замыслов, и борьба с фальшивомонетчиками, и преследование сектантов, и наблюдение за иностранцами, и выявление злоупотреблений чиновников и жестокостей помещиков, и цензура театральных постановок. Но важнейшей функцией был всё-таки политический сыск и следствие, то есть обнаружение тайных обществ, противоправительственных идей и вообще любой крамолы. Штат отделения был небольшой — всего 16 человек, но ему был придан Отдельный корпус жандармов, шеф которого одновременно являлся и начальником III Отделения. В каждой губернии размещалась жандармская команда, которая должна была обнаруживать умыслы против власти и следить за порядком на местах в случаях чрезвычайных происшествий: народных волнений, наводнений, пожаров.

3. Чем можно объяснить особое внимание власти в правление Николая I к организации школьного и университетского образования? Какой характер носили принимавшиеся меры?

Николай Первый известен тем, что сильно боялся революции и переворота. С этого и началось его правление и поэтому он сильно этого боялся и пытался изменить. Ведь образование было залогом революции. Так он и говорил, что это «революционная зараза». Поэтому в 1826 году он издал устав о цензуре.

Все его реформы носили характер борьбы со свободомыслием. Образовательные институции переставали быть светскими и они все более становились скорее христианскими. В школьной системе были внесены изменения, были созданы гимназии, районные колледжи, академии для детей клерков, сельские школы и частные начальные школы. Это расширило сеть образовательных учреждений, так появились учреждения с более низким уровнем образования.

4. Раскройте основные положения «теории официальной народности». В чём заключалось практическое назначение этой теории?

Теория официальной народности представляла собой первую теорию охранительного направления в политической мысли России. До неё официальные политические идеи Российской Империи были идеями Просвещения и были направлены на сближение с Европой и на модернизацию. Теория же официальной народности была консервативной теорией, направленной на "замораживание" политических процессов в стране, на ее консерватизацию. Её принципы - "православие, самодержавие, народность", означали добровольное подчинение народа царю и церкви.

5. Что вы отнесёте к причинам и следствиям установления жёсткой политической цензуры во второй четверти века?

Главная причина - политическая цензура была частью репрессивных методов. Цензура - это всегда функция государства, которая помогает запрещать и ограничивать и реализовывать пропаганду. Именно поэтому так важна свобода слова и обеспечение этого права.

Во второй 1/4 20 века цензура была присуща тоталитарным государствам. Но и демократических тогда было крайне мало. И цензура тогда контролировала, запрещала, реализовывала полицейские и манипулятивных функции. В общем, была частью репрессивных органов, поскольку могла вторгнуться в частную жизнь граждан.

Цензура была важной частью политики, потому что навязывала людям чуждые им убеждения.

Например, советскую цензуру контролировала коммунистическая партия и она носила идеологический характер. В нацистской Германии Нацистское министерство пропаганды держало под контролем все средства информации. Любое инакомыслие уничтожалось на корню.

Последствия.

Созданные международные организации разрешают предварительную цензуру в исключительных обстоятельствах: угроза национальным интересам государства. Некоторые страны, которые подписали и ратифицировали международные договоры, касающиеся свободы слова, продолжают налагать предварительный контроль, нарушая свои собственные законы или конституцию. То есть цензура остается актуальной по сей день. В некоторых либеральных странах все-таки есть цензурные ограничения демонстрации насилия и призывы к нему, есть возрастные ограничения для информации сексуального характера.

 

6*. Рассмотрите проблему. В начале своего царствования Николай I заявил о сохранении существовавшего положения сельского населения. Вместе с тем в дальнейшем были введены запреты на продажу крепостных с публичных торгов (1833), а также продажу отдельно от семьи (1841). Владельцам фабрик разрешалось отпускать на волю посессионных (по существу, крепостных) работников (1840). Как вы объясните принятие этих мер при охранительной политике власти?

Крестьяне выражали свое недовольство волнениями ( за время царствования Николая I насчитывают не менее 556 крестьянских волнений, часто – целых сел и волостей), большую часть которых пришлось усмирять не простыми полицейскими средствами, т. е. путем выезда полицейского начальства и порки крестьян, а путем вызова воинских команд, часто кровопролитием. Это показывает, что действительно спокойно на эту ситуацию смотреть нельзя было даже с точки зрения государственной безопасности. Поэтому крестьянский вопрос занимал далеко не последнее место в царствование Николая I.

 

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: