ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев § 7. От либерализма к охранительству: по

Удалось ли Александру I продолжить «прекрасное начало» своего цар­ствования после событий 1812–1815 гг.? Почему?

1. О Венском конгрессе 1814–1815 гг. и его решениях вы знаете из курсов всеобщей и отечественной истории. Охарактеризуйте значение этого конгресса для: а) международных отношений в Европе; б) внешнеполитических позиций России.

Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц — России, Пруссии, Австрии и Великобритании — в международных отношениях.

В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений и был создан Священный союз европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.

 

2. Объясните, при каких обстоятельствах была дарована конституция Царству Польскому. Какое значение имел этот документ?

Уже в 1815 г. Александр I обнародовал польскую конституцию, согласно которой российский император в Царстве Польском делил законодательную власть с двухпалатным парламентом — сеймом. Верхняя палата — сенат — состояла из назначенных царём сенаторов, нижняя — палата послов — из выборных депутатов. Право избрания в сейм принадлежало дворянству, предпринимателям, духовенству, а также профессорам и учителям. Кроме того, в законе провозглашалась свобода вероисповедания, свобода печати, независимый суд, неприкосновенность личности. Для своего времени это была очень либеральная конституция. А три года спустя Александр приехал в Варшаву и, выступая на заседании польского сейма, пообещал со временем распространить конституционные начала на всю империю.

3. Проведите обсуждение на тему «Военные поселения: замыслы и реальность». Выскажите и обоснуйте оценку идеи и практики военных поселений.

Эту идею о военных поселений позаимствовали у Европы. Александр доверил эти поселения своему приближенному А.А.Аракчееву. Цели были очень богосклонны т.к. военные живут со своей семьей и выращивают еду сами а это было выгодно государству но у всего этого есть обратная сторона. Аракчеев был жесток ко всем. Военные которых со своими семьями переселяли в деревни к крестьянам должны были вставать в 8 а иногда в 6 утра даже дети с 12 (или 14) лет кто не встал наказание кнутом или чем то другим. дети должны были работать как все не больше не меньше. Я думаю не стоило доверять это именно Аракчееву но пользу гос-ву это принесло только за 25 лет это с экономило правительству около 44 млн рублей !

4. Изучите информацию об А.А. Аракчееве, представленную в рубрике «История в лицах». Как вы прокомментируете существование различных, в том числе противоположных, мнений об этом человеке?

Алексей Андреевич Аракчеев – видный государственный и военный деятель. Отличался дальновидностью, практическим умом, умением найти правильные решения в любой ситуации, был борцом со взяточничеством, честным и принципиальным человеком.

 

В 1818 г. Аракчеев предложил императору проект, по которому казна может выкупать помещичью землю по договорённым ценам, чтобы начать отмену крепостного права. Но этот проект не был реализован. Однако Аракчеев принимал участие в подготовке проектов реформ по освобождению крестьян от крепостной зависимости, и это характеризует его как дальновидного политика. Но термин «аракчеевщина» остался. Аракчеев отличался крутым нравом. Будучи начальником войсковых поселений, где сочетались сельскохозяйственные работы с войсковой муштрой, ввёл в поселениях строгий режим и жесткую регламентацию всех сторон жизни. Это вызвало многочисленные беспорядки и восстания. Военные поселения просуществовали до 1857 г. Негативные оценки Аракчееву дали его современники, поэтому критическая точка зрения на его деятельность сформировалась ещё тогда, а в советской исторической науке термин «аракчеевщина» использовался уже в более широком смысле: для обозначения деспотизма самодержавного режима в России вообще.

 

5. Охарактеризуйте политику Александра I во второй половине его цар­ствования. Чем можно объяснить изменения, происшедшие в сравнении с «прекрасным началом» его правления?

Политика Александра Первого началась с проведения умеренных либеральных реформ, которые во многом носили поверхностных характер. Он созвал Непременный совет, который потом был Государственным советом и имел функции законосовещательного органа.  

 

Он издал указ о вольных хлебопашцах, чтобы ослабить крепостное право. Но характерная черта Александра Первого заключается в том, чтобы много говорить о пагубности крепостного права и ничего для его устранения не делать.

 

В целом, во внутренней политике он проводил политику просвещенного абсолютизма. Например, помимо Московского университета теперь в России были Царскосельский лицей и были изданы университетские уставы, которые давали университетам автономию.

 

Многие реформы были проведены Сперанским, который также разработал план переустройства империи, постулирующий разделение властей и введение представительного органа. Этот план переустройства империи был встречен министрами и сенаторами негативно.

 

Его правление также запомнилось военной реформой и военными поселениями, созданными Аракчеевым. В военных поселениях жило военное сословие, самостоятельно себя содержало и комплектовало постоянную армию. Военные поселения должны были уменьшить нагрузку на бюджет, но в итоге ухудшили армию.

 

Намеченные реформы не были реализованы Александром Первым потому, что он боялся несогласных. Ведь начало его правление было либеральным, а после того, как число несогласных дворян увеличилось, он начал сохранять самодержавие.

 

6*. Составьте исторический портрет Александра I (воспитание и обстоятельства прихода к власти; время правления; характер политики; основные деяния; личные качества).

Александр Павлович Романов, будущий десятый император и самодержец Всероссийский, родился 12 декабря (23 декабря по новому стилю) 1777 года в Санкт-Петербурге.

Александр – старший сын Павла I и Марии Федоровны. Воспитанием Александра занималась царственная бабушка Екатерина I, стремившаяся дать внуку самое лучшее и всестороннее воспитание.

В 1783 году воспитателем Александра стал Ф.С. Лагарп, прививший ему идеи французских просветителей о свободе, справедливости, любви к народу.

Эти идеи сформировали политику Александра I в первый период его правления (1801-1812), прозванный историками «эрой либерализма».

Трагические обстоятельства восшествия на престол – убийство заговорщиками Павла I – тяжело переживались Александром, но начинает он свое правление с отмены прежних порядков.

Отечественная война 1812 года меняет приоритеты внешней и внутренней политики Александра I и второй период его правления (1815-1825) характеризуют как консервативный. Уход Александра I из жизни был внезапен и загадочен. Он умер 19 ноября (1 декабря) 1825 года в Таганроге, во время поездки в Крым. До сих пор существует легенда о старце Федоре Кузьмиче, под чьей личиной якобы скрывался отошедший от дел Александр.

Основные направления, характеризующие исторический портрет Александра I

Внутренняя политика:

преобразование коллегий в министерства;

указ «О вольных хлебопашцах»;

проект М. Сперанского о создании в России конституционной монархии;

создание государственной системы образования;

учреждение военных поселений.

 

Внешняя политика:

восстановление дипломатических отношений с Англией;

вхождение в состав Российской империи Грузии, Дагестана, Абхазии, Финляндии, Бессарабии, Польши; •

войны против Наполеона;

учреждение Священного союза.

 

Итоги правления Александра I

В итоге противоречивость правления Александра I привела, с одной стороны, к:

развитию экономики и торговли;

укреплению позиций России на мировой арене.

Но, с другой стороны, к:

усилению эксплуатации крестьян;

зарождению декабризма.

7*. А.С. Пушкин сказал об Александре I (в набросках к десятой главе романа «Евгений Онегин»): «нечаянно пригретый славой». Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свою точку зрения.

Александр I пришел на трон к власти через свержение своего отца Павла I гвардейцами-заговорщиками и сам был вовлечен в этот заговор против отца. Павла забили ногами и задушили платком. Поэтому "нечаянно пригретый славой".

8*. Дайте сравнительную характеристику М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева — государственных деятелей, имевших значительные полномочия в разные периоды царствования Александра I. В чём вы видите их различия? Было ли у них что-то общее? Дополнительно. Выскажите суждение о том, чем руководствуются правители, выбирая ближайших помощников, исполнителей своих планов. Приведите исторические примеры.

Если говорить о них как о чиновниках высокого уровня, то Сперанский оказался лучше подготовлен к такого рода деятельности. Он был широко образован, имел собственные идеи, обладал организаторскими способностями, хорошо владел пером. По своим взглядам Сперанский был умеренным либералом, поддерживавшим отмену крепостного права и введение конституции.

Аракчеев тоже был неплохим организатором, но лучше знал военное дело, чем основы гражданского управления. Самостоятельностью идей и позиций он не отличался, однако являлся прекрасным исполнителем царской воли. Аракчеев был предан не отвлеченным теориям, а лично персоне монарха и при этом хорошо ориентировался в придворных сферах. Аракчеева и Сперанского сближало то, что оба они опирались на поддержку Александра I, правда, Сперанский, как человек талантливый и более гибкий, сумел стать необходимым и следующему монарху, Николаю I. Аракчеев же ушел с государственной службы сразу после смерти своего любимого императора.

 

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: