ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев § 3. Государственный либерализм: Александ

Каковы были предпосылки либеральных реформ начала XIX в. в России? Реформы Александра I: плод личных устремлений императора или отражение «состояния общественного духа»? В каких сферах проводились преобразования?

1. Что, по мнению М.М. Сперанского, ведёт общество к установлению «нового порядка вещей»?
2. Что объявляется главной целью предлагаемых в проекте преобразований?
3. Кого Сперанский называет в качестве предшественников предстоящих реформ? Как он оценивает их деятельность?

1. В чём заключалось изменение политического курса после воцарения Александра I? Чем можно его объяснить?

В первые годы правления он полагал, что страна нуждается в коренных реформах и серьезном обновлении. Для проведения реформ он создал Негласный комитет для обсуждения проектов преобразований. Негласный комитет выдвигал идею ограничения самодержавия, но вначале решено было провести реформы в сфере управления. В 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти, создан министерства, учрежден Комитет министров. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами. После обращения помещиков Прибалтики утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (1811 г.).

2. Охарактеризуйте основные положения указа о вольных хлебопашцах. Как вы оцените его значение, результаты?

Указ разрешал помещикам отпускать за выкуп своих крестьян на волю с землёй. Крестьяне становились «свободными хлебопашцами», то есть освобождались от каких бы то ни было повинностей. Закон носил не обязательный, а рекомендательный характер. Однако надежды Александра на добрую волю помещиков не оправдались: за полстолетия действия указа в положение вольных хлебопашцев перешло лишь менее 1% крепостных крестьян.

Результаты работы указа о вольных хлебопашцах вряд ли можно назвать удовлетворительными. Указ просуществовал с 1803 по 1861 года. За 58 лет только полтора процента крестьян  получили право выкупить свою свободу. Это было 150 тысяч мужчин со своими семьями. Фактически государство создало ситуацию, при которой каждый мог стать свободным, условия же этой свободы были приемлемыми только для единиц.

 

3. Систематизируйте материал о преобразованиях начала XIX в. в таблице.

Этап Дата Событие

1-й этап (ноябрь 1853 г. — апрель 1854 г.)

18 ноября 1853 г. Синопское сражение (адмирал П. С. Нахимов с 8 кораблями уничтожил турецкий флот, береговые батареи Синопа были подавлены, Осман-паша, командующий турецким флотом, попал в плен)

Март 1854 г. Разрыв Россией дипломатических отношений с Англией и Францией

Февраль 1854 г. Военный договор между Англией, Францией и Турцией.

Объявление войны России Англией и Францией

2-й этап (апрель 1854 г. — февраль 1856 г.)

Лето 1854 г. Неудачная атака англо-французскими силами русских границ (Кронштадт, Соловецкий монастырь, Петропавловск-Камчатский)

Июль 1854 г. Союзники предъявили России условия прекращения войны:

1) отказ России от: исключительного права покровительства Дунайским княжествам, претензий на покровительство православным подданным султана, претензий на исключительное господство на Черном море;

2) свобода судоходства по Дунаю

Конец августа 1854 г. Россия вывела войска из Молдовы и Валахии

2 сентября 1854 г. Высадка англо-франко-турецкого десанта в Крыму

8 сентября 1854 г. Поражение русских войск на реке Альме

13 сентября 1854 г. — 27 августа 1855 г. Оборона Севастополя

13 октября 1854 г. Сражение под Балаклавой

24 октября 1854 г. Сражение под Инкерманом

18 февраля 1855 г.Смерть Николая I

Ноябрь 1855 г. Взятие турецкой крепости Карс

Декабрь 1855 г. Австрия предъявила России ультиматум, грозя объявить ей войну в случае отказа принять «четыре пункта»

18 марта 1856 г. Подписан Парижский мирный трактат

 

4. Представьте в виде схемы структуру органов центральной власти, предусматривавшуюся в проекте М.М. Сперанского. Какие новые принципы организации власти в России предлагались в проекте?

 

Государственный строй по проекту Сперанского основывался на прин­ципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Подготовьте сообщение (презентацию) о М.М. Сперанском. Какие черты характеризовали его как государственного деятеля, личность?

Подготовить сообщение.

6*. Проведите обсуждение на тему «Отношение российского общества к проекту Сперанского: pro и contra (за и против)». Кто и почему мог поддерживать идеи проекта, кто и почему критиковал?

1) Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере. Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Ведь только одни дворяне должны были выплачивать большие налоги, а чиновникам для повышения на следующий чин - требовалось получить высшее образование.

2) Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловны. Они считали, что ничего нового вводить не нужно, опираясь на то, что "старые нормы' нужно уважать.

3) Проект учреждения Государственного совета до его опубликования был показан некоторым влиятельным сановникам – Завадовскому, Лопухину, Кочубею и др. Все эти высшие чиновники отнеслись к нему вполне одобрительно.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: