Какие открытия учёных и размышления философов изменили представления о мире, обществе и человеке?
Определите, кто изображён на портрете и фотографиях. Для этого используйте имена учёных, о которых говорится в этом пункте, в качестве поисковых запросов в Интернете.
1. Какие открытия в области биологии и химии можно назвать революционными?
2. Какой вклад в развитие физики внесли Д. Максвелл, А. Беккерель, М. Планк и А. Эйнштейн?
1. Что такое позитивизм?
2. В чём заключались разногласия между О. Контом и Э. Дюркгеймом?
Черты каких стилей сочетаются в этом здании?
Какие черты стиля модерн можно найти на этих фотографиях?
Рассмотрите картины и укажите характерные черты реализма и постимпрессионизма.
Какие направления сменяли друг друга в искусстве на протяжении XIX в.? Каковы их особенности?
1. Заполните в тетради таблицу.
Деятель науки
Открытие
Значение
2. Почему естественные науки (химия, физика, биология) так активно развивались на рубеже XIX—XX вв.?
3. В чём новаторство работ Дарвина и почему споры вокруг его теории не утихают до сих пор? Как идеи Дарвина повлияли на другие науки и общественную жизнь? Можно ли применять теорию естественного отбора к человеческому обществу?
4. Как открытия физиков повлияли на развитие других наук?
5. С чем связано появление таких направлений в искусстве, как романтизм и реализм? Почему в конце XIX в. им на смену приходят модерн и импрессионизм?
6. Как вы думаете, какие события в развитии стран Запада повлияли на развитие реализма в литературе?
7*. Кто такой Т. Г. Гексли? Чем он прославился? За что он получил прозвище (бульдог Дарвина»?
8*. Почему великое открытие Менделя не вызвало интереса у его современников, но в начале XX в. было востребовано?
9*. Кто такой Ф. де Соссюр? Почему его нередко называют «отцом лингвистики XX в.»?
10*. Почему идеи Ф. Ницще и 3. Фрейда оказали сильнейшее влияние на философию, литературу и искусство XX в.?
1. Рассмотрите картину в начале главы и соберите о ней дополнительную информацию. Как вы думаете, почему именно её выбрали авторы учебника для иллюстрации понятия «прекрасная эпоха»? Какие противоречия заложены в этой картине?
2. Как изобретения второй промышленной революции повлияли на экономическое развитие стран Запада?
3. Как изменилось соотношение в развитии стран Запада во второй половине XIX в.? Какими причинами это можно объяснить?
4. Как изменилось положение трудящихся во второй половине XIX в.? В каких сферах произошли самые крупные перемены? Почему?
5 . Напишите эссе на одну из следующих тем: 1) «Цель — ничто, движение — всё» (Э. Бернштейн); 2) «Картели и тресты — это коммунизм одного» (Г Кливленд президент США); 3) «Смерть — самый удобный момент взять налог с богачг (Д. Ллойд-Джордж).
Почему рубеж XIX—XX столетий стал для стран Запада «прекрасной эпохой» и для всех ли эта эпоха была «прекрасной»?