1. Охарактеризуйте уровень образования в стране в начале XX в.
Уровень образования в начале XX в. был низким, особенно в сельской местности. В городах были гимназии и реальные училища, но доступ к ним был ограничен.
2. Какие изменения произошли в системе народного просвещения?
В системе народного просвещения произошли изменения после реформы 1905 года: были созданы народные университеты, библиотеки, курсы для рабочих и крестьян.
1. Какие достижения русской научной мысли способствовали развитию научно-технического прогресса?
Российские ученые внесли вклад в развитие научно-технического прогресса в области математики, физики, химии, биологии, медицины.
2. Какие достижения российских учёных получили мировое признание?
Мировое признание получили достижения российских ученых в области космонавтики, физики, химии, медицины, математики.
3. В чем заслуга российских мореплавателей и учёных, осваивавших Арктику?
Заслуга российских мореплавателей и ученых, осваивавших Арктику, заключалась в исследовании региона, развитии морского транспорта и открытии новых территорий.
1. Какие явления в жизни общества отражали представители реалистического искусства?
Представители реалистического искусства отражали в своих работах бытовую жизнь и социальные проблемы.
2. Как вы думаете, почему художники обращались к историческим сюжетам?
Художники обращались к историческим сюжетам, чтобы вдохновить национальный патриотизм и показать историю России.
1. Как вы понимаете выражение «революционеры в искусстве»?
Выражение «революционеры в искусстве» относится к художникам, которые выражали новые идеи и отказывались от традиционных форм искусства.
2. В чем состояли различия между символистами и реалистами?
Символисты выдвигали идею о духовной культуре и отказе от материальных ценностей, в то время как реалисты отображали быт и социальную реальность.
1. Каковы основы театральной системы Станиславского?
Основы театральной системы Станиславского включают в себя актерское мастерство, разработку психологических характеристик персонажей, детализацию сцены и костюмов.
2. О каких переменах в обществе свидетельствовал тот факт, что Театр современного репертуара создала и возглавила женщина?
Тот факт, что Театр современного репертуара создала и возглавила женщина, свидетельствовал о изменении роли женщин в обществе и возрастании их влияния.
1. Какой вклад в популяризацию отечественного искусства внёс С. П. Дягилев?
2. Дайте определение понятия «Серебряный век русской культуры».
1. Что включала в себя городская культурно-информационная среда?
2. Каковы особенности неорусского стиля и модерна в архитектуре?
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстраций и текста в начале параграфа.
2. Заполните таблицу «Достижения культуры Серебряного века».
Вид искусства
Автор
Произведения
3. Какую роль в культуре России начала XX в. играл модернизм?
4. Какие темы волновали писателей, поэтов, скульпторов, художников в начале XX в.? Приведите примеры.
5. Объясните высказывание К. С. Станиславского: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр». Удалось ли достичь поставленной цели?
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Какую роль в развитии социокультурной среды столиц и провинции играли библиотеки и музеи? Какие музеи и библиотеки были открыты в вашем крае?
2. Какую роль в развитии культуры начала XX в. сыграли меценаты? Расскажите об известных российских и региональных филантропах.
3. Как отражены в российской культуре революционные процессы начала XX в.?
4. Некоторые учёные считают, что в начале XX в. сформировались национальные особенности русской культуры: в живописи, балете, музыке. Согласны ли вы с этим мнением? Свои ответ аргументируйте.
5. Когда в России появился кинематограф? Какие фильмы предлагали зрителю начала XX в.?
6. Как развивалось образование в вашем крае в начале XX в.?
1. Заполните сравнительную таблицу «Внутренняя и внешняя политика Александра III и Николая II».
Политика
Александр III Николай II
Внутренняя
Внешняя
2.Какая из оппозиционных партий добилась наибольших успехов в годы Первой российской революции?
Кадетская партия добилась наибольших успехов в годы Первой российской революции.
3. Какие социально-экономические проблемы Российской империи активно обсуждались в публицистике в начале XX в.?
В публицистике начала XX века активно обсуждались проблемы низкого уровня жизни и трудовых условий рабочих, отставания России в экономическом развитии, проблемы крестьянского вопроса, национальных меньшинств.
4. Проведите дискуссию на тему «Революция 1905—1907 гг.: её оценка современниками событий и учёными современности».
5. Подготовьте сообщение о визитах иностранных монархов и высших государственных сановников в Россию. Имели ли последствия контакты российских и европейских деятелей?
Иностранные монархи и высшие государственные сановники посещали Россию в разные периоды и имели различные последствия, включая политические, экономические и культурные.
6. Мнения учёных по оценке эффективности реформы П. А. Столыпина разделились. Какие аргументы они могли привести в защиту своей позиции?
Ученые могут привести различные аргументы в защиту своей позиции по оценке эффективности реформы П.А. Столыпина, включая оценку ее влияния на экономику, сельское хозяйство, политическую ситуацию и общественную жизнь в России.
7. Составьте самостоятельно тесты для контроля и закрепления материала параграфа.
8. Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между незавершённой модернизацией и революцией? Свой ответ обоснуйте.
Существует взаимосвязь между незавершенной модернизацией и революцией, так как недостаточное развитие экономики и общественных институтов может привести к социальным и политическим напряжениям, которые могут выразиться в форме революции.
9. Программа какой партии была наиболее созвучна реформам П. А. Столыпина? Свой ответ обоснуйте.
10. Некоторые учёные считают, что культура Серебряного века — это культура декаданса (упадничества), другие сравнивают её с культурой Ренессанса. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.