1. Какие новые типы образовательных учреждений появились во второй половине XIX в.?
Во второй половине XIX века появились новые типы образовательных учреждений, такие как женские гимназии, прогимназии, народные училища, промышленные школы и др.
2. Какой характер носила деятельность правительства в сфере образования? Аргументируйте свой ответ.
Деятельность правительства в сфере образования была направлена на модернизацию образовательной системы, увеличение количества учебных заведений, улучшение качества образования и расширение доступа к нему. Например, были созданы комитеты по делам народного образования и училищные инспекторы для контроля за образовательными учреждениями.
1. Можно ли говорить, что в стране менялось отношение к науке? С чем это было связано?
В России в пореформенный период произошли изменения в отношении к науке. Это было связано с модернизацией страны и усилившимся интересом к европейским достижениям в науке и технике.
2. С какими целями организовывались научные общества?
Научные общества организовывались с целью развития науки и распространения ее знаний, а также для обмена опытом и научной информацией между учеными. Они также занимались проведением научных исследований и организацией научных конференций.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстраций в начале параграфа.
2. Сравните уровень образования в стране в первой и второй половине XIX в. Сделайте выводы.
Уровень образования в России значительно улучшился во второй половине XIX века по сравнению с первой половиной. Были созданы новые типы образовательных учреждений, улучшилась качества обучения, было увеличено количество учебных заведений и учащихся.
3. Составьте таблицу «Деятельность министров народного образования». Линии сравнения определите самостоятельно.
4. Подготовьте сообщение на тему «Женское образование в России во второй половине XIX в.: цели, содержание и результаты».
5. Заполните таблицу «Достижения российских учёных во второй половине XIX в.».
Наука
Достижения российских учёных
Физика
Химия
Медицина
География
История
Языкознание
6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Какие достижения российской науки в пореформенный период имели мировое значение?
В пореформенный период российская наука достигла мирового уровня в таких областях, как физика, химия, математика и биология. Например, Менделеев создал таблицу химических элементов, а Лобачевский разработал неевклидову геометрию.
2. Какую роль в развитии этнографии сыграл Н. Н. Миклухо-Маклай? Можно ли его назвать общественным деятелем?
3. Чем занималось Русское императорское историческое общество? Каковы его заслуги в популяризации отечественной истории?
4. Нарисуйте схему высшего, среднего и начального образования в Российской империи и укажите ведомства, в подчинении которых находились учебные заведения. Какие учебные заведения действовали на территории вашего края.
5. Какие связи существовали между российскими и зарубежными учёными?
1. Охарактеризуйте общий уровень грамотности в стране.
2. Какие обстоятельства, по вашему мнению, влияли на его неравномерность в городе и деревне, среди мужчин и женщин?
1. На чём акцентирует внимание автор воспоминаний?
2. Объясните значение выражения «система охранения».