1. Почему либеральные реформы не получили поддержки консерваторов?
Консервативные политики не поддерживали либеральные реформы, потому что верили в сохранение традиционных институтов и сохранение статус-кво, тогда как либеральные реформы стремились ввести прогрессивные изменения и расширить индивидуальные свободы.
2. Какие идеи содержались в адресах либералов на имя монарха?
Обращения либералов к монарху содержали такие идеи, как конституционализм, верховенство закона, представительное правительство, права и свободы личности, социальный и экономический прогресс посредством модернизации и индустриализации.
1. Кого из народников 1880х гг. можно считать наследниками «Народной воли»?
Среди народнических лидеров, которых можно считать наследниками движения «Народная воля», можно назвать Веру Засулич, Георгия Плеханова и Льва Тихомирова.
2. Почему В. П. Воронцов обратился к проблеме развития капитализма в России?
В.П. Воронцов обратился к вопросу капиталистического развития в России, потому что считал, что России необходимо провести модернизацию и индустриализацию, чтобы конкурировать с другими крупными державами и достичь экономической и политической стабильности.
1. Морозовская стачка была закономерным явлением или стихийным событием?
Морозовская забастовка была закономерным явлением, вызванным эксплуатацией и плохими условиями труда текстильщиков Морозовской фабрики.
2. Чем различались рабочее и крестьянское движение протеста?
Движения протеста рабочих касались в первую очередь трудовых вопросов, таких как заработная плата, условия труда и часы, в то время как движения протеста крестьян были сосредоточены на земельной реформе и отмене крепостного права.
1. Почему идеи немецкого учёного К. Маркса оказались близки рабочим России?
Идеи К. Маркса были привлекательны для рабочих в России, поскольку они давали теоретическую основу для понимания эксплуатации рабочего класса при капитализме и предлагали видение более справедливого и равноправного общества.
2. Объясните, почему революционеры пользовались псевдонимами.
Революционеры использовали псевдонимы, чтобы скрыть свою личность от властей и избежать ареста или преследования за свою политическую деятельность.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстрации и текста в начале параграфа.
2. С какой целью либералы рассчитывали созвать Земский собор? На какие политические традиции России и других стран они при этом опирались?
Либералы пытались созвать земское собрание, чтобы создать форум для политических дискуссий и представительства, а также способствовать децентрализации власти и расширению местного самоуправления. Они опирались на политические традиции исторических собраний России, таких как вече, а также обращались к примерам западноевропейских парламентских систем.
3. Какую роль в революционном движении сыграла группа «Освобождение труда»?
Группа «Освобождение труда» — марксистская революционная организация, сыгравшая значительную роль в первые годы русского революционного движения. Она способствовала распространению марксистских идей и созданию теоретической базы для революционных действий, и многие ее члены впоследствии стали лидерами социал-демократических и большевистских партий.
4. Заполните таблицу «Общественное движение в пореформенный период».
6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.5. Какие изменения произошли в развитии общественного движения в последней четверти XIX в. по сравнению с предшествующим периодом?
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Почему период правления Александра III называют «глухими годами» для российского либерализма?
Царствование Александра III называют «глухими годами» для русского либерализма, потому что оно характеризовалось усилением цензуры, репрессиями против политической оппозиции и подавлением гражданских свобод.
2. Приведите примере! (2—3) деятельности конкретных представителей либерального движения.
Некоторые примеры конкретной деятельности представителей либерального движения включают пропаганду конституционной реформы, организацию политических митингов и протестов, создание газет и издательств, а также проведение кампаний за гражданские права и свободы личности.
3. Кто из русских революционеров эмигрировал в 80—90е гг. XIX в. и принимал участие в работе II (Социалистического) Интернационала?
4. Как в революционное движение России пришли члены семьи Ульяновых?
5. Что такое маёвка? Как возник международный пролетарский праздник 1 мая?
Какие мысли озвучил Г. В. Плеханов? Сформулируйте их в виде тезисов.
1. На основе изученного материала и эпиграфа в начале главы составьте главный вопрос главы.
2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в форме развёрнутого плана.
3. Подготовьте аргументы для дискуссии «Внутренняя политика Александра III — это контрреформы или корректировка мероприятий Александра II?».
4. Заполните таблицу «Россия и мир».
Россия
Мир
Общественнополитическая
ЖИЗНЬ
1880е гг.
1890е гг.
Экономическая
5. Самостоятельно составьте вопросы по материалу главы для контроля и закрепления знаний.
6. С какими государствами Россия установила добрососедские отношения и с какими конфликтовала в царствование Александра III? Какие причины определили сложившиеся отношения?
7. Раскройте смысл высказывания Г. В. Плеханова: «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер...»