1. Какие факторы повлияли на решение Александра II провести крестьянскую реформу? Что предшествовало этому событию?
На Александра II повлиял ряд факторов, в том числе необходимость модернизации российской экономики и давление как внутренних, так и внешних сил для решения проблемы крепостного права. Крымская война также высветила необходимость реформ в военной и социальной сферах, равно как и растущие волнения и требования перемен со стороны интеллигенции и городских рабочих. На решение о проведении реформы повлияли и личные взгляды Александра II, считавшего крепостное право пережитком прошлого и нуждающимся в отмене.
2. На каких условиях крестьяне получили личную свободу?
Крестьяне получили личную свободу в результате Манифеста об освобождении 1861 г., отменившего крепостное право и даровавшего им личную свободу. Однако эта свобода сопровождалась такими условиями, как требование уплаты выкупных платежей за землю и нахождение земли в государственной собственности и сдаче в аренду крестьянам. Земельные наделы также часто были недостаточными и не давали крестьянам средств к существованию, что приводило к постоянной бедности и экономическим трудностям.
1. Какие новые органы управления возникли в ходе земской и городской реформы?
Земская и городская реформы привели к созданию ряда новых органов государственной власти, в том числе земских и городских собраний, исполнительных комитетов и местных советов. Эти органы отвечали за управление местными делами, такими как здравоохранение, образование, общественные работы и правоохранительные органы.
2. Почему правительство не позволяло земским органам заниматься политическими вопросами?
Правительство не позволяло земским органам заниматься политическими вопросами, поскольку они рассматривались как потенциальная угроза централизованной власти царя и его правительства. Земские органы получили ограниченные полномочия по решению только местных вопросов и находились под строгим контролем и контролем со стороны центральной власти.
Что дала судебная реформа российскому обществу?
Судебная реформа внесла существенные изменения в российскую правовую систему, включая введение суда присяжных, учреждение независимой судебной власти и создание новой системы судов. Эти изменения были направлены на повышение справедливости и беспристрастности правовой системы и повышение доверия общества к верховенству закона.
1. Какие положения содержал новый университетский устав 1863 г.?
Новый университетский устав 1863 г. включал ряд положений, в том числе установление более централизованной системы управления университетами, введение единых требований к степеням и экзаменам, а также расширение учебной программы за счет включения более широкого круга предметов.
2. О чём свидетельствовали правительственные акты 1864 и 1865 гг.?
Правительственные акты 1864 и 1865 годов свидетельствовали о значительной либерализации российской правовой системы и расширении гражданских прав российских граждан. Эти акты включали создание новой судебной системы, отмену телесных наказаний и усиление правовой защиты отдельных лиц.
1. Какие изменения произошли в армии в результате реформы 1874 г.?
Армейская реформа 1874 г. привела к ряду существенных изменений в российской армии, включая введение всеобщей воинской повинности, установление более централизованной системы военного управления, модернизацию военной инфраструктуры и вооружения.
2. Что означало для России введение принципа всесословности в армии?
Введение принципа сословного разнообразия в армии означало, что солдаты из всех социальных слоев должны были служить вместе в одних и тех же частях. Это было предназначено для повышения лояльности к государству и царю, но также привело к напряженности и конфликтам между солдатами разного социального происхождения.
Как вы считаете, проект М. Т. ЛорисМеликова мог быть реализован при самодержавной власти? Объясните свой ответ.
1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстрации и текста в начале параграфа.
2. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу «Реформы 1860—1870х гг.».
3. Объясните значение выражения поэта Н. А. Некрасова об отмене крепостного права:
4. Если бы 22 млн 127 тыс. десятин земли, полученных крестьянами в 1861 г., продали по цене того времени, то крестьяне как выкуп должны были бы заплатить 464 млн руб. В действительности они заплатили 684 млн руб. Прокомментируйте эти цифры.
5. Почему реформы, проведённые Александром II, называют Великими? Обоснуйте свой ответ.
6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.
7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
1. Какие события происходили в европейских государствах в период правления Александра II? Какие визиты совершил император в Европу? Как они повлияли на его внутреннюю политику?
2. Что входило в компетенцию мировых посредников?
3. Почему созданные в ходе реформы суды назывались мировой и коронный?
4. Какие процессы известных адвокатов пореформенной России получили широкую известность?
5. Соответствовали ли вооружённые силы России после военной реформы передовым армиям мира? Аргументируйте свой ответ.
1. Сформулируйте основные положения реформы.
2. К чему призывал император дворян и крестьян?
3. Как вы думаете, с какой целью в Манифест 1861 г. были включены строки о «здравом смысле народа»?
1. Какова была структура городского самоуправления?
2. Какова была компетенция органов городского самоуправления?