1. Какие сооружения относятся к гидротехническим?
К гидродинамическим сооружениям относятся:
1) Водоподпорные (плотины, дамбы)
2) Водопроводящие (каналы, трубопроводы, тоннели)
3) Регуляционные (полузапруды, ограждающие валы)
4) Водозаборные, водосбросовые и специальные (ГЭС, шлюзы, судоподъемники)
2. Сформулируйте определения понятий «волна прорыва» и «катастрофическое наводнение». Сравните их с текстом учебника.
Волна прорыва — передвижение огромных масс воды, сметающих все на своем пути и несущих обломки разрушенных сооружений.
Катастрофическое затопление - гидрологическое явление, возникающее вследствие повреждения или прорыва крупного гидротехнического сооружения, сопровождаемое образованием волны прорыва, значительным затоплением местности, повреждением и разрушением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде, а также возникновением реальной угрозы массовой гибели людей и сельскохозяйственных животных.
3. Каковы причины гидротехнических аварий? Можно ли их предотвратить?
Причинами гидродинамических аварий могут служить как действие сил природы, так и воздействие человека. · К природным причинам относятся: сейсмическая активность местности, ураганы, оползни, обвалы и паводки. · К причинам, связанным с деятельностью человека, — ошибки при проектировании и нарушение правил эксплуатации гидротехнических сооружений, конструктивные дефекты конструкций, недостаточный водосброс и перелив воды через плотину.
4. Кратко сформулируйте правила поведения во время гидрологической катастрофы.
Порядок действий при угрозе гидродинамической аварии 1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно выходите (выезжайте) из опасной зоны в безопасный район или на возвышенные участки местности 2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток 3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья 4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия
1. Проанализируйте список вещей и документов, которые необходимо взять в случае эвакуации. Расположите их по степени важности.
1) Документы
2) Продовольствие
3) Предметы гигиены
2. Составьте план расположения возвышенностей вблизи вашего дома (школы) и маршрут продвижения к ним. В 7 классе вы изучали правила поведения во время неожиданного наводнения. Вспомните эти правила и сравните их с изложенными в данном параграфе. Подготовьте памятку для населения.
В 7 классе вы выяснили, есть ли гидрологические сооружения в зоне вашего проживания. Если есть, тогда вместе со взрослыми выясните, какие мероприятия по защите населения проводятся.