1. Что входит в систему первичных мер пожарной безопасности? Сформулируйте своими словами. Обоснуйте своё мнение и сравните его с текстом учебника.
Выполнение полномочий представителями администрации по решению технических, финансовых и организационно-правовых вопросов в сфере ПБ. Подготовка и организация мероприятий по обеспечению ПБ муниципального образования, а так же муниципальных объектов, которые включены в программы и планы развития территории. Составление и дальнейшая реализация программ по повышению уровня ПБ. Подготовка плана привлечения сил и средств, а так же строгий контроль, за его исполнением. Это важный документ, который входит в первичные меры пожарной безопасности. Он определяет порядок выезда подразделений на возгорания в зависимости от территориальной принадлежности и сложности пожара. В период угрозы, объявление специального противопожарного режима, который подразумевает усиление бдительности, а так же повышенную готовность подразделений. Организация связи, а так же обеспечение средствами, предназначенными для централизованного оповещения граждан о пожаре. Оснащение мест общего пользования первичными средствами пожаротушения. Создание удобных подъездов к водоемам, а так же поддержание в работоспособном состоянии гидрантов. Проведение бесед среди населения, а так же организация других мероприятий, которые относятся к мерам пожарной безопасности и повышают бдительность граждан. Проведение мероприятий, направленных на поддержание и развитие добровольной ПО. Это нештатные формирования, созданные из числа обычных граждан, для содействия тушению пожаров. Обеспечение беспрепятственного проезда к месту возгорания.
2. Составьте таблицу «Пожарная безопасность», в которой отразите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
3. Подготовьте информацию о документах, в которых зафиксирована ответственность за нарушение пожарной безопасности.
Разработайте систему вопросов для анкетирования одноклассников в области знания системы пожарной безопасности. Организуйте опрос. Обобщите результаты.
Найдите в Интернете документы, регламентирующие деятельность граждан и организаций в области пожарной безопасности. На решение каких задач они направлены? Подготовьте краткое сообщение, сопроводив его презентацией. Вместе с одноклассниками разработайте плакат, в котором кратко изложите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1. Проанализируй текст главы. Подготовьте краткое сообщение о том, какие вопросы можно отнести к системе безопасности в быту.
2. Сформулируйте общие правила безопасного поведения в быту, используя текст главы. Подготовьте классификацию этих правил по степени важности.
Правила пожарной безопасности — Не применяй самодельные электрические приборы и предохранители, не пользуйся электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией. — Не включай в одну розетку большое число потребителей тока, не используй неисправную аппаратуру, не пользуйся поврежденными розетками. — Не накрывай и не обертывай электролампы и светильники бумагой, тканью, не пользуйся электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов, не оставляй без присмотра включенные электрические приборы. — Не загромождай коридоры, лестничные площадки и эвакуационные люки на балконе мебелью и различными материалами, не устраивай в квартире мастерскую и склад. — Не оставляй без присмотра топящуюся печь. —Не играй со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, петардами: может произойти пожар. — Соблюдай осторожность при использовании предметов бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.
Меры электробезопасности в быту
• Не прикасайтесь к оголенному, плохо изолированному проводу, не дотрагивайтесь до включенного электроприбора мокрыми руками. • Не беритесь за электрическую вилку мокрой рукой. • Не пользуйтесь электроприборами в ванной. • Включая вилку в розетку, убедитесь, что она именно от того прибора, который вы собираетесь включить. • Если провода двух электроприборов похожи, сделайте их разными — оберните изоляционной лентой или покрасьте. • Следите за тем, чтобы розетки и другие разъемы не искрили, не грелись, не потрескивали. Если контакты потемнели, попросите специалистов почистить их и устранить причину неплотного соединения.
При поражении электрическим током
Постарайся как можно быстрее освободить пострадавшего от воздействия электрического тока (с помощью деревянной палки, резиновых перчаток и т.д.); Подходить к пострадавшему можно только в резиновой обуви или «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. При отсутствии у пострадавшего признаков жизни проведи реанимационные мероприятия. При наличии пульса поверни пострадавшего на живот, очисть рот, приложи к голове холод. При наличии ран наложи повязки. Вызови скорую помощь по тел. 03.
3. При каких условиях может произойти поражение электрическим током в вашей квартире (доме)?
Если взяться мокрыми руками за электрический прибор.
4. Можно ли обогревать помещение зажжённой газовой плитой?
Нельзя, отапливать квартиру при помощи газа опасно для здоровья и жизни.
5. Какие государственные документы регулируют систему пожарной безопасности? Какова цель создания этих документов? Обоснуйте свой ответ.
1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». 3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Цель создания этих документов - навести порядок, чтобы граждане четко следовали установленным порядкам, тем самым уменьшили вероятность возникновения пожара.
6. Каковы права и обязанности граждан в области пожарной безопасности?
7. Разделитесь на три группы и разработайте инструкцию безопасного пользования электроприборами, химическими препаратами, лекарствами. Обсудите результаты свой работы.
8. Представьте, что вам надо провести лекцию на тему безопасности в быту. Разработайте план своего выступления, используя текст главы.
9. Разделитесь на две группы. Каждая группа разрабатывает систему предупреждения пожаров для дома и для школы. Используйте материал параграфа, результаты проведённых опросов. Подготовьте презентации.
10. Предложите свой вариант поведения, если вы потеряли ключи от дома.
Не паникуйте! Вы и ваши близкие живы и здоровы. Потерялась всего лишь вещь. Неприятно, но это не катастрофа. Поищите получше. Выверните карманы, прощупайте подкладку одежды и сумки. Воспроизведите свой маршрут, вспомните места, в которых вы были, людей, с которыми общались. Зачастую ключи находятся, стоит только успокоиться и немного подумать. Вспомните, есть ли запасной комплект.