1. Что такое духовная культура и какую роль в жизни человека она играет?
2. Что такое познание? Какие существуют виды познания?
3. Как соотносится познание и мировоззрение? Какие типы мировоззрения существуют?
4. Что такое образование? Как устроена система образования в нашей стране?
5. Какую роль в жизни общества играют наука и научное знание?
Что представляет собой культура и как она функционирует?
1. Какую особенность человеческой культуры иллюстрирует пример К. Гаусса?
2. Известны ли вам аналогичные случаи, имевшие место в других областях знания и технологии? Можно ли сказать, что в таких ситуациях мы сталкиваемся с некоей несправедливостью?
Можно ли сказать, что люди, изображённые на иллюстрациях, являются культурными? По каким признакам вы это определили?
1. Чем различаются обыденное и научное представления о культуре?
2. Как вы думаете, почему учёные отказались от более простого определения культуры, господствовавшего в XIX в.?
1. Назовите и охарактеризуйте основные виды и формы культуры.
2. Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между различными формами культуры? Могут ли они переходить друг в друга? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
Какую особенность социального института иллюстрирует эта фотография?
1. Что такое социальный институт? Каковы главные задачи любого социального института?
2. Назовите основные признаки социальных институтов.
3. С деятельностью каких социальных институтов вы столкнулись в течение сегодняшнего дня? Какие ваши потребности были удовлетворены этими институтами?
1. Как вы понимаете слова Э. Эррио в эпиграфе к параграфу? Какие еще высказывания о культуре вам известны? Какие особенности этого многогранного понятия они подчёркивают?
2. Опираясь на текст параграфа, дайте ответ на главный вопрос урока.
3. Какую роль играет культура в жизни общества? Может ли существовать общество без культуры?
4. Как вы думаете, какие формы культуры существуют в любом обществе, а какие возникают лишь на определённом этапе его развития? Всегда ли они будут существовать после этого?
5. Можно ли сказать, что социальные институты обеспечивают функционирование и развитие только духовной культуры? Почему?
6. Опираясь на свои знания в области истории и литературы, проиллюстрируйте примерами утверждение, что предметы культуры, созданные для удовлетворения духовных потребностей людей, в кризисные периоды могли использоваться для удовлетворения сугубо материальных нужд.
7. Известно, что многие произведения массовой культуры рассчитаны на молодёжь и подростков. Какие подобные произведения вам знакомы? Какие признаки массовой культуры можно найти в этих произведениях?
8. Сегодня много пишут о создании в ближайшем будущем компьютеров с искусственным интеллектом, способных решать творческие, нестандартные задачи. Как вы думаете, смогут ли они создавать произведения духовной культуры?
9. В параграфе говорится, что одна из задач социальных институтов — стандартизация поведения людей. Значит ли это, что социальные институты призваны подавлять наши личностные особенности?
Исследователи говорят о том, что культура является зеркалом эпохи. Какие исторические примеры подтверждают или опровергают данное утверждение? Для ответа используйте знания по всеобщей и отечественной истории.
Почему Хьюз называет вышеуказанные «незаконнорожденные» структуры институтами? Какие необходимые признаки и функции у них для этого есть?