ГДЗ по обществознанию 8 класс учебник Соболева, Чайка § 1. Что такое право

Из курса обществознания прошлых лет вспомните, что такое общество.

Общество - совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой либо деятельности. В широком понятии, человечество в общем(в прошлом, настоящем и перспективах).

Что такое государство и каковы его признаки?

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Территориальная организация государственной власти
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Наличие публичной власти
Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
Суверенитет
Суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, и организациями. Внутренний суверенитет государства существует в двух основных формах: экономической и политической. Экономический суверенитет: своя национальная валюта, таможенная служба, система сбора налогов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности. Политический суверенитет: государственные границы, органы государственной власти и управления, карательные органы, органы правосудия, армия.

Как взаимосвязаны общество и государство?

Обществу присущи различные формы организации: на первобытнообщинной стадии – родоплеменная, позже – политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.

Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д.). Государство – есть лишь политическая часть общества, его элемент.

На основе знаний по истории назовите известные вам сборники законов. Какие законы из истории или современной общественной жизни кажутся вам несправедливыми?

Русская правда, Судебник Ивана III, Судебник Ивана IV, Конституция РСФСР

Попробуйте изобразить текст этого раздела в виде схемы.

Из какого обычая родились эти законы?

Что общего вы видите в описании этих законов?

Что было написано на скрижалях Моисея?

На скрижалях были размещены заповеди.

Вспомните из курса истории содержание древних законов. Какими были отношения людей и как они регулировались?

Какие из приведённых законов кажутся вам несправедливыми? Попробуйте их объяснить с позиции человека Древнего Вавилона и Древней Руси.

Где в параграфе шла речь о правовом договоре?

О каких нормативно—правовых актах шла речь в параграфе?

1. Как исторически связаны между собой государство и право?

Право и государство взаимосвязаны друг с другом. И право, и государство не будут существовать, если и только если один из этих двух будет отсутствовать.  

В первобытном обществе право и государство не существуют. Трудовая дифференциация и сегментация общества создают право и государство. Закон - это свод правил и положений, которые контролируют поведение его члена. Право подчиняться закону исходит от государства.  

С другой стороны, право контролирует существование государства. Право регулирует отношения между людьми в обществе, людьми с государством, между разными институтами.  

Дело в том, что право представляет собой определенную систему норм, которые на самом деле обязательны к исполнению. Право не может существовать отдельно от государства, потому что именно государство является источником права и всех норм, которые оно содержит. Государство имеет полномочия и авторитет для того, чтобы закреплять обычаи в виде права.  

Справедливо и то, что государство без права не может существовать, потому что неотъемлемым признаком любого государства является наличие права.  

Не общество устанавливает правила, а государство, то есть право возникает сразу после того, как возникает государство, точнее даже одновременно.  

2. Предположите, с какими проблемами из перечисленных ниже человек может прийти к юристу.

Объясните свой выбор. Предложите свои варианты.

Человек хочет открыть собственную конфетную фабрику. Человек придет к юристу, чтоб выяснить какие необходимо собрать документы для открытия фабрики.

3. Древние говорили: «Где общество, там и право». Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте доказать его справедливость.

В Древнем мире общество ассоциировалось с правом, правосудием, справедливостью и т. д. Государство считалось честным помощником для народа. Утверждение справедливо, т. к. в Древности люди доверяли политике, государству. В общем тема очень интересная для обсуждения.

4. В чем состоят основные различия правовых и моральных норм?

Правовые нормы - это обязательные правила поведения, установленные государством, регулируя с их помощью общественные отношения во всех сферах жизни общества.

Моральные нормы - это нормы поведения человека, исходят из моральной точки зрения.

За нарушение правовых норм, установленных государством последует наказание установленное и регулируемое в последующем законодательством в зависимости от вида нарушения (административное, уголовное и т.д.).

Нормы морали регулируются на духовном уровне, то есть последствия нарушения таких норм будут лежать на внутреннем мире человека, на его совести.

5. На иллюстрации изображена скульптура богини Фемиды. В руках она держит меч и весы, на глазах — повязка. Предположите, где и когда могла быть создана скульптура этой богини. Что означают символы в её руках?

Что касается первой скульптуры Фемиды, то в Национальном Археологическом музее Афин хранится скульптура Фемида, датированная около 300 веком до нашей эры.

Символы: глаза закрыты как символ беспристрастности, независимости. А весы она держит как символы справедливости, равенства. Весы и повязка - символы греческой Фемиды. А римляне даровали ей меч, и с этим символом Фемида теперь римская богиня Юстиция. Фемида держала рог изобилия. Меч, как и рог изобилия, относится к воздаянию или наоборот к его отсутствию.

6. В каких значениях в обычной жизни мы используем выражения: «Вы создали прецедент» и «Это беспрецедентный случай»? Приведите пример.

Вы создали прецедент - вы создали некий уникальный случай в истории. Беспрецедентный случай - случай, не имеющий аналогов в истории. В США например во многих штатах используется прецедентное право, то есть решение по конкретно рассматриваемому случаю, ранее не описанному в сводах законов, приводит к созданию новых законов, порой нелогичных, например таких:
- В штате Теннесси незаконно продавать дрова с полостью внутри.
- В штате Мэн незаконно щекотать женщин по подбородку метелкой из перьев для удаления пыли.
- В штате Аризона незаконно иметь в доме больше двух фаллоимитаторов.
- В штате Орегон незаконно делать физические упражнения, управляя автомобилем по шоссе.

7. Какой особый источник права действует в некоторых мусульманских странах? Какой особый источник права действует в Израиле? Какие общие корни имеют эти источники права? Обратитесь к дополнительной литературе и интернет—ресурсам.

Коран.

В настоящее время источниками израильского права являются законы, разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские священные книги.

8. Объясните выражения: «Хорошие законы порождены дурными нравами» (древнеримский историк Тацит).

Противоречия между людьми должны быть как-то урегулированы, часто эти противоречия связаны с дурными нравами того или иного человека, вот для этого пишутся законы, которые учитывают всякие мелочи и позволяют людям цивилизованно улаживать противоречия.

9. Продолжите предложения.

- В моей семье я имею право...
- В школе я имею право...
- На улице я не имею права...

В каком значении используются термины «право» и «права» в этих предложениях? Чем их значение отличается от определения права в параграфе?

- В моей семье я имею право смотреть телевизор до 23:00
- В школе я имею право выбрать экзамены которые буду сдавать.
- На улице я не имею права переходить дорогу в неположенном месте.

10. На основе фотографии и знаний по истории вспомните, что олицетворяла Фемида.

Фемида — в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Упомянута в гомеровской «Одиссее» . У римлян — Юстиция.

Изображается с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Иносказательно Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи.

11. О каких взглядах на происхождение государства вам известно из курса обществознания 7 класса?

12. Прокомментируйте схему. В чём состоит сущность каждой из теорий? (в схеме даны только названия)

13. Опираясь на свои знания из курса истории, подтвердите существование религиозной теории происхождения государства.

Существуют и такого рода подобные теории о создании религиозных государств, которые основываются на религиозном учении. Привожу пример: Первые цивилизованные государства, создававшиеся на территории Средней Азии и Азии в общем, основывались на религии и не только. Можно сказать, что тогда были "помешанны" на религии. В Азии создавались халифаты, Эмираты и другие религиозные объединения которые существуют из них и по сей день. Пример: Арабские Эмираты, Ирак и другие.

14. Вспомните роль теории общественного договора в истории Англии и Франции Нового времени.

15* Почему у государства и у права общие теории происхождения?

Право и государство взаимосвязаны друг с другом. И право, и государство не будут существовать, если и только если один из этих двух будет отсутствовать. 

Дело в том, что право представляет собой определенную систему норм, которые на самом деле обязательны к исполнению. Право не может существовать отдельно от государства, потому что именно государство является источником права и всех норм, которые оно содержит.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: