1. Н.А. Некрасов в примечании к поэтическому образу «Зелёный Шум» отметил: «Так народ называет пробуждение природы весной». Какие средства изобразительности использовал поэт для создания художественного впечатления от пробуждающейся после зимы природы? Назовите их. Какова роль каждого из них?
2. Стихотворение написано в форме, близкой к устному народному творчеству. Приведите примеры народно-поэтической речи в данном тексте.
Лютая-тяжкая, сильная
косматый-лохматый
Лепетать-говорить неразборчиво
3. О каком убийстве говорится в стихотворении? Что его предотвратило?
В стихотворении говорится о крестьянине, у которого жена оказалась изменщицей, в результате чего он планирует ее убить. С приходом весны глупые мысли перестали посещать голову крестьянина, в результате он отказался от убийства.
4. Определите идею произведения.
Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы. Основной его смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что ее отягощает.
5. Найдите и прочитайте употреблённые в стихотворении афористические выражения. Какую мысль подчёркивают они в каждом случае?
6. Подготовьте стихотворение для выразительного чтения. Подумайте над расстановкой логических ударений, интонацией, темпом речи, уделив особое внимание паузам. Какие места вы будете произносить, повышая голос, а какие читать с понижением, иногда очень тихо?
С. 70