ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 24-26

Лесков

Страница 24-25

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

Эпиграф к рассказу говорит о том, что возраст человека не имеет значения в развитии ума. Человек с необыкновенными способностями способен преодолеть любые препятствия на пути к цели.

При чтении рассказа «Старый гений» возникает чувство гордости за талантливость и смекалку простых, необразованных, не имеющих чина и звания людей. Также появляется легкое чувство жалости к тем, кто не может противостоять чиновничьей «машине», погрязшей в бюрократии и не замечающих людей, которые стоят за бумажками.

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

Рассказ Лескова под названием "Старый гений" повествует о том как добрая старушка одному человеку дала в долг денег и даже для этого заложила свой дом. А вот этот человек просто скрылся и не стал платить. Старушка никак не могла вернуть деньги и никто не хотел ей помогать. Однако ей встретился человек по имени Иван Иванович, который не только согласился помочь, но и реально помог, придумав гениальный план. Почему именно "гений"? Потому что из самого определения понятия можно сделать вывод о том, что это человек, обладающий нестандартным мышлением и потому он способен находить выход из разных затруднительных ситуаций. А почему "старый"? Потому что не первый раз прибегает к помощи своего ума и смекалки, то есть опытный "старый" , да и к тому же судя по всему человек не молод.

3. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»?

Глубокий историзм присущ всему творчеству Лескова, он ведёт читателей его произведений от описания им русского быта и русской истории к пониманию истории всего человечества в целом.

В частности, историзм писателя проявляется в повести «Очарованный странник», сказке «Левша» и таких рассказах, как, к примеру, «Человек на часах» и «Старый гений».

Персонажи рассказа «Старый гений» живут в России девятнадцатого века.

В произведении затрагиваются такие общественные проблемы, как бюрократизм, взяточничество, ненаказуемость власть имущих, а также равнодушие общества к проблемам так называемого «маленького» человека.

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

Небольшой, но очень поучительный рассказ написал замечательный русский писатель Николай Лесков. Его героиня, провинциальная старушка, которая поверив некоему столичному франту, поразившему ее своим лоском и внушительностью манер, заняла ему 15 тысяч, для чего заложила дом. Понятно, что франт укатил в столицу и думать забыл про долг, а старушка в отчаянии бросилась за ним и натолкнулась на невозможность взыскать свои деньги. То есть получила она постановление, но объявлять должника в розыск никто не стал, хотя тот и не скрывался, а старушку чуть не посадили за рукоприкладство, когда она накинулась на обидчика с кулаками. Выход в итоге нашелся, немного незаконный, но действенный, нанятый старушкой старый гений нанял в свою очередь нужного человека - задиру, который побил должника и тот попал в участок. Там его узнали и вручили постановление о взыскании и франт был вынужден заплатить, чтобы иметь возможность ехать как планировал за границу.

Так кто же виноват в страданиях бедной старушки? Прежде всего ее собственная финансовая неграмотность и наивная вера в честность хорошо одетых людей. Подобные проблемы испытали и многие наши современники, доверившись мошенникам и проходимцам, так что рассказ необычайно актуален и в 21 веке. Виновато в мытарствах старушки и несовершенство законов, которое опять же характерно и для нашего времени. Ну и главная вина на обманщике, который предусмотрительно переписал имущество на супругу, назанимал денег, живет с роскошью в достатке, а при этом официально нищий, обездоленный.

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке-помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

Чтобы вернуть свои деньги старушке помещице пришлось побегать по разным инстанциям:

Сначала это был адвокат, он помог старушке. Суд с помощью адвоката они выиграли.
Полиция и приставы - они должны были вручить судебное извещение. Но вместо этого, они посоветовали старушке не влазить в это дело, ведь у ее должника большие связи.
Высшее начальство - эти тоже ничем не смогли помочь бедной старушке, они накричали на нее и посоветовали самой ловить франту и вот тогда они вручат ему бумаги.
Приставы - им старушка сулила дать взятку, но и тут ей не помогли.
Иван Иванович (старый гений) - вот он как раз придумал гениальную схему как заманить должника в ловушку, благодаря ему старушке удалось вернуть свои деньги.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

Понимаю как мошенничество, синонимы мошенничество, уловка, жульничество, плутовство, канальство.

5. Объясните слова и словосочетания, подумайте, какие из них можно ввести в собственную речь: скорбит, сопряжён, искажаются, неодолимые затрудненья, сполна, гений, не в претензии, воитель, хлопоты, могущественное родство, талант, волнение, образованность, франт.

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Старый гений»

1. Можно ли сказать, что рассказ «Старый гений» Н. С. Лескова всегда современен? И если да, то почему? Как объяснить название рассказа? Какие проблемы затрагиваются в произведении?

Рассказ Лескова "Старый гений" современен практически всем. Если не привязываться к типажам персонажей, то сюжет вполне мог разворачиваться в наши дни:

Сейчас хватает доверчивых людей, особенно старушек, готовых отдать/одолжить деньги первому попавшемуся проходимцу, не говоря уже о знакомых или родственниках. Сейчас любят ходить бабушкам менять доллары на купюры нового образца", получать квартиру в обмен на якобы пожизненное обеспечение и т.д.
Как и тогда, точно так же и сейчас далеко не все люди отличаются порядочностью. Хватает таких вот Франтов, которые выманивают деньги у других, не отдают долги, скрываются от полиции и других служб, привыкли жить за счет других.
В наши дни также есть ловкие или добрые люди, готовые и способные помочь. От просто толковых юристов до довольно грубых коллекторских компаний.
Справедливость имеет место быть в самые разные века. И это прекрасно, что она торжествует.
Этот рассказ доказывает, что нет такого ловкача, которого нельзя было бы перехитрить, спровоцировать и вывести на чистую воду. Не нужно думать, что ты самый умный, поскольку гении есть всегда, во все времена.

2. Какие интонации преобладают в рассказе — иронические, юмористические, горестные? Как помогает ответить на эти вопросы чтение актёра Алексея Колгана?

3. Что отвечают просительнице в канцеляриях и соглашается ли она с чиновниками?

4. Что придумал «старый гений» и почему его так называет автор?

5. Как разрешилось «дело» и как рассказчик выражает своё удивление?

6. Подготовьте ответ-рассуждение на вопрос: кто виноват в страданиях героини рассказа?