ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 5-23

Салтыков-Щедрин

Страница 5

1. Что вам известно о детстве Щедрина? Какие новые сведения о писателе вы почерпнули из статьи?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — русский писатель, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Этот псевдоним происходил из старинного дворянского рода (настоящая фамилия автора сатирических произведений — Салтыков). Детские годы он провёл в помещичьей усадьбе, где познакомился с ужасом крепостного права. Начальное образование получил в домашних условиях, потом учился в Московском дворянском институте, потом — в Царскосельском лицее. Параллельно писатель печатался в журналах.

Жизненный и служебный опыт привёл писателя к мысли о том, что главное бедствие русской действительности — крепостное право. Писатель познал государственный механизм и в своих произведениях описал архетип отечественной власти.

В «Истории одного города» автор преподносит мысль о том, что текущее взаимодействие государства с преданными больше не может продолжаться: либо Россия прекратит свое существование, либо произойдёт перелом государственного строя.

2. Какие произведения Щедрина вы читали?

В седьмом классе мы читали «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил» и «Дикого помещика». Обе сказки отражают время, в которое жил и трудился писатель.

3. Вам предстоит познакомиться с отрывком из сложного произведения «История одного города». И в нём вы найдёте сатиру на существовавшие во времена писателя порядки. При чтении обратите внимание на приёмы сатирического изображения.

4. Используя статью учебника и ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о писателе.

Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель-публицист XIX века, вице-губернатор Рязани и Твери. Настоящее имя писателя Михаил Евграфович Салтыков, а псевдоним – Николай Щедрин. Родился 27 января 1826 года в стародворянской семье в селе Спас-Угол Тверской области. Начальное образование получал дома с помощью крепостного живописца Павла Соколова. В возрасте 10 лет поступил в Московский институт для дворянства, а затем за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей, где и началась его писательская деятельность.

В 1844 году он окончил лицей. В это же время вышли в печать некоторые из его стихотворений. Летом того же года юный писатель был принят помощником секретаря в военную канцелярию. Уже тогда он увлекался литературой французских социалистов и стал сам писать небольшие библиографические очерки. В ноябре 1847 года появилась повесть «Противоречия», годом позже «Запутанное дело». Вскоре писатель был выслан на Вятку в наказание за вольнодумие. Во многих заметках Салтыкова-Щедрина просматривалось негативное отношение к крепостному праву. Во время Вятской ссылки писателю удалось собрать достаточно материала для своих последующих работ.

Вернувшись из ссылки, в 1855 году он поступил на службу в министерство внутренних дел. Вскоре вышли в свет его «Губернские очерки». В 1858 году последовало назначение на пост вице-губернатора Рязани, а в 1860 году он был переведен на ту же должность в Твери. Одновременно писал много очерков и рассказов, которые печатались в «Современнике», «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения». С 1860 года полностью перешел в «Современник». Работы, написанные в этот период, вошли в два сборника: «Невинные рассказы» и «»Сатиры в прозе».

С 1864 года писатель вернулся к государственной службе и занимал должность управляющего казенной палатой в Туле, Пензе и Рязани. Вскоре он присоединился к журналу Н. А. Некрасова «Отечественные записки». В этой редакции писатель проработал с 1868 по 1884 год. В своих произведениях Салтыков-Щедрин пытался раскрыть общественные проблемы того времени. Он показывал воровство и взяточничество чиновников, жестокость помещиков и прочие проблемы. Так, в своем романе «Господа Головлёвы» он изобразил деградацию дворянства, а в «Истории одного города» – раскритиковал правительство страны. Умер писатель в мае 1889 года в Петербурге­ и был погребен на Волковском кладбище.

Страница 12-13

1. Чем дела и поступки героев этого произведения напоминают некоторых персонажей ранее прочитанных вами сказок Салтыкова-Щедрина?

Не характеры героев, а авторское описание наделяет текст сказочными признаками, например:

· В произведении происходят различные мистические события, которые не произошли бы в реальности (голова, набирая трюфелями)

· Сказочное число три часто встречается в тексте (три князя, в трёх соснах, три года и три дня)

· Использование гротеска и стилизованных под сказку описаний

2. Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Сатирические приёмы, которые помогают понять реальную сущность "деяний" градоначальников в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города", "гротеск" и "гипербола".

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Вне всякого сомнения город очень страдал от деятельности его градоначальников, каждый из которых торопился что-то урвать для себя любимого, отхватить куш побольше до послаще. Ни о каком порядке никто из них и не помышлял, ибо в их ситуации выгоднее было никого порядка не иметь вовсе. Достаточно перечислить результаты их деятельности, и всё становится ясно: блоху на цепь приковали; козла в соложеном тесте утопили; батьку на кобеля променяли и пр.

Словом "ЗАПОРЮ" начинались "исторические времена".

теленка на баню затащили и пр.

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Сатирическим изображением градоначальников автор хочет заставить народ устыдиться той жизни, которой они живут при нынешних руководителях, он пытается не просто высмеять бестолковые порядки, а ведет к тому, чтобы читатель сам осознал ужасное положение народа в тогдашней России, тем самым призывая народ раз и навсегда покончить с самодержавием.

5. С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Салтыков-Щедрин пишет в своем романе, что был такой народ, именуемый головотяпами. А головотяпами они именовались потому, что имели привычку тяпать головами обо все, что попадалось у них на пути.

В наше время головотяпом зовется человек, который безответственно, бездумно ведет свои дела.

По соседству с головотяпами жили моржееды, лукоеды, лапотники, долбежники,гущееды, проломленные головы, губошлепы, вислоухие, клюковники, ряпушники, заугольники.

Название их он взял у Сахарова и Даля, и каждое из них соответствует какой-либо народности. Так например долбежники и гущееды - это новгородцы, моржееды - архангельцы, заугольники - холмогорцы...

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов 1, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

гипербола - преувеличение

гротеск - злая ирония

сравнение - это когда что-то сравнивают с чем-то

гипербола - "даже слов никаких не знали", "рыба кишит", "из волос сделал силок"

гротеск - "зарыали и бросились друг на друга", "откусил орден и проглотил", "в пригоршне суп варил"

ирония - "прочитают от доски до доски - и ничего,, не тошнит", "поели - и на душе хорошо стало"

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Чем?

История головотяпов напоминает историю лягушек из басни Крылова «Лягушки, приносящие царя». Лягушки, как и головотяпы, отказались от свободы и не смогли жить самостоятельно.

Язык повествования, некоторые отсылки и фантастические элементы напоминают «Повесть временных лет»

Страница 14

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«История одного города»

«История одного города» — сатирическое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это сатира на все бывшие, современные и будущие незадачливые государственные устройства.

1. Как звучат в чтении актёра Леонида Кулагина гипербола и гротеск?

2. Как передаются действия и преобразования градоначальников в актёрском чтении?

3. Какие сатирические приёмы автора и актёра делают поступки и деяния героев абсурдными и парадоксальными? Как они передаются в чтении?

4. Почему звучит в сатире народная песня «Не шуми ты, мати зеле на дубровушка»? В чём смысл её использования?

5. Как произносит Леонид Кулагин названия племён, выделяя чтением характеры их взаимоотношений, — спокойно, строго, иронически? Почему?

6. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение?

Смех и грусть. Смешно - оттого что ведь и вправду все это выглядит как пародия, грустно - что не пародия, а наша реальность. Как говорят: все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Начальники с двумя вердиктами: разорю и не потерплю существуют до сих пор, равно как и подчиненные, раболепно им прислуживающие и даже не понимающие своего раболепия.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: