ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 28-168

Страница 28

1. Рассмотрите репродукции картин художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. В чём своеобразие портретов героя на каждой из картин? Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нём? Совпадает ли ваше представление с портретами художников?

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?

Страница 58

Недоросль

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?

Эта сцена сразу погружает читателя / зрителя комедии "Недоросль" в быт и нравы семьи Простаковых. Мы видим, кто какую роль играет в семье, составляем себе мнение о моральных и интеллектуальных качествах героев, об их отношении к подчиненным людям.

Прочитав первое действие понимаешь, что доме Простаковых всё очень не ладно.

Хозяйка дома, госпожа Простакова не уважает и не любит никого, за исключением своего избалованного и глупого сына. Она необычайна жестока к слугам и своим крестьянам. Для неё - это скоты, мошенники, болваны и жалеет она лишь о том, что не может уже ничего содрать со своих людей, так как разорены они до последней степени. Жестокосердная хозяйка не жалует и старую нянюшку, которая долгие годы служила верой и правдой этому семейству. Она ужасно лжива, любит притворятся, что её все обижают и ото всех-то, она, несчастная, напраслину терпит. Ей совершенно не важно чужое мнение. Она готова без согласия Софьи отдать её замуж за своего братца, который даже более зол,туп, чем сама Простакова. Но тут же меняет своё мнение, узнав, что Софья, вдруг, получила большие деньги.

Несчастный господин Простаков, так забит своей женой, что даже не имеет своего собственного мнения. Он готов со всеми соглашаться, всем поддакивать, лишь бы его не трогали и не замечали.

Их великовозрастный сынок с большой радостью готов только есть, постоянно обжираясь. Всё остальное ему мало интересно.

Только Софья, которая появляется в первом действии может порадовать чистотой своего образа, умом и сообразительностью.

В этом доме нет любви и уважения, заботы друг о друге, он пропитан злобой, ложью и корыстью. Настоящему человеку очень трудно жить в такой обстановке.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвёртого действия? Какими средствами пользуется автор для создания этой характеристики?

Отношения в доме главного героя складываются неудачно. Супруги постоянно ссорятся. Простакова не умеет сдерживать себя и свои эмоции. Она свободно употребляет ругательства, даже не задумываясь о их плохом воздействии для ребенка. Митрофан все это видит, он считает это нормальным поведением. В их доме нет ни одного умного человека, который бы остановил их, указал им на ошибки. Только Софья имеет ясный ум, она образованная девушка. К тому же героиня обладает большим наследством, которое хочет заполучить Простакова. 

Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

В этой сцене невежество противопоставляется  просвещению, но конфликта нет. Мать Митрофана предлагает Правдину посмотреть на успехи любимого сына, чтобы и он, и Стародум убедились в его умственной состоятельности. Причем оба персонажа уже давно знают, что Недоросль не разбирается ни в грамматике, ни арифметике, ни в географии, потому что ведают, кто его учил и каков его интеллектуальный уровень. Во время экзамена они  не поправляют  Митрофана, не желают перевоспитывать  или открывать глаза   на его знания ни Скотинину, ни Простаковым.

Стародум и Правдин - рупор авторских идей, и именно Фонвизин "говорит" их устами. Глупость Митрофана должна быть заметна читателю, как и смешные реплики положительных героев. Родители не догадываются, насколько образование  недоросля подпадает под пословицу : не в коня корм. В конце испытания они просто излагают свои настоящие мысли о том, что наука вообще не нужна, а обучение сына - просто дань моде. Их невежество, конечно, воинствующее. Это - позиция.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии её персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?

Такое явление объяснить очень просто — хозяйкой в поместье была госпожа Простакова, и все в доме было подчинено только ей. 

Я думаю, госпожа Простакова была хозяйкой в доме потому, что было такое время. В то время в государстве правила Елизавета Петровна, российская императрица из династии Романовых. Это была беспорядочная, причудливая, не любящая никакого серьезного занятия, женщина. Она очень часто гневалась, ругала прислуг и придворных. Я думаю, именно этим и обуславливается власть госпожи Простаковой в поместье, так как Фонвизин создал образ Простаковой по образу императрицы.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?

5. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?

Это пьеса, а пьесы многим, особенно детям, читать довольно сложно. Они написаны одними только диалогами, так что сложно нарисовать в голове картинку происходящего. Часто школьникам трудно понимать, что там вообще происходит.

И часто они не хотят понимать. Потому что классика кажется им скучной. В этом ещё одна сложность и «Недоросля», и многих других изучаемых в школе произведений. У них не возникает сопереживания к героям, им не интересен сюжет, они не понимают юмора. А тот факт, что школа заставляет их читать это, восхищаться и находить глубокие смыслы, и вовсе способно оттолкнуть детей от классик или литературы вообще.

Многие вещи детям не понятны, потому что им не хватает опыта. «Недоросль» написан не для детей, а для взрослых людей, он рассчитан на то, что у зрителя есть определённые представления о быте и культуре той эпохи. У детей их, как правило, нет. «Недоросль» изучается очень рано, классе в 5-м, если я правильно помню. По истории в это же время проходят древний мир, и если ребёнок сам не читал ничего о царской России (а вероятно так и будет – крайне мало детей интересуются исторической литературой о России), то вся сатира пьесы пройдёт мимо него.

6. Прочитайте самостоятельно явление VIII четвёртого действия и ответьте на вопросы. Что высмеивает Фонвизин? Как «выучен» Митрофан? Почему комедия называется «Недоросль»?

Страница 60-61

1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?

1) Простота и ясность изложения;

2) точность выражения мыслей;

3).порядок в композиционном строении произведений;

4) противопоставление идеальной возвышенной жизни и жизни невежественной;

5) разделение жанров на высокие и низкие;

6) единство места, времени и действия (для драмы).

2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?

3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского: «В комедии „Недоросль“ автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание...

Да, согласна, потому что в семье Простаковых были грубость, неуважение друг другу. П.А Вяземский абсолютно прав.

4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?

Потому что писатель хотел во всей красе показать самые злободневные пороки и недостатки общества, которыми наделены именно отрицательные герои. Поэтому их образы прописаны им более четко и реалистично.

5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы)»: «Можно без риска сказать, что Недоросль...

6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям?

Вспоминаем признаки классицизма в художественном произведении: единство места, времени и действия, четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, гармония содержания и формы, по имени и фамилии персонажа можно определить, положительный это герой или отрицательный, строгое подчинение всего произведения заявленному жанру.

В комедии Фонвизина "Недоросль" мы видим следующие приметы классицизма:

Действие происходит в доме помещицы Простаковой, сюжет рассчитан ровно на один день. Четкая последовательность происходящего.

Все действующие лица имеют либо отрицательные, либо положительные черты, нет размытых красок. Всё четко соответствует признакам классицизма.

По фамилиям действующих лиц мы сразу определяем, хорошие они или плохие. Особых примет внешности не требуется.

Страница 64

Пушкин

1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

Смысл этого выражения в том, что стоит гордиться достижениями близких, т. к. их заслуги и жертвы ради близких и Отечества достойны уважения, признания. Наши предки многое сделали для близких ради мира в стране, много создавали и трудились. Стыдиться предков фактически означает предать собственный род, быть бездушным и бесчувственным, забыть историю своего Отечества.

3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

4. В каком произведении, изученном вами в седьмом классе, Пушкин рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при этом от летописного источника? Расскажите об этом.

1 марта 1822 года Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге». Эта песнь посвящена Новгородскому и великому Киевскому князю Олегу. Она рассказывает о его воинской славе и о событиях трагической гибели князя, причиной которой стал его любимый конь. Информацию об этих событиях поэт почерпнул в древнерусских летописях, которые очень любил изучать.

5. В каком из произведений поэта идёт диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чём они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идёт речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: