ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 16-27

Страница 16-17

1. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что — народной фантазией?

В предании о Пугачеве нет реальных событий, только отголоски. Народ жалел Пугачева, и, видимо, поэтому создал предание, где он оставался жив, а не был казнен. Никогда Екатерина II не считала Пугачева мужем, он никогда не был царем – все это фантазия народа.

В сказании о Ермаке больше исторических фактов, потому что Ермак Тимофеевич в истории России остался как завоеватель Сибири. Все исторические свидетельства о нем говорили, что это был очень умный, справедливый и смелый человек.

2. Как вы думаете, уверен ли рассказчик, что говорит правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.

Рассказчик предания о Пугачеве уверен в правдивости повествования, поэтому рассказ заканчивается: «Всё это точно было!». Но можно такое утверждение принять и за сказочную концовку, типа, «и я там был, мед-пиво пил…», то есть только ради красного словца это и говорится.

А вот концовка предания о Ермаке объясняет, почему это предание живет, и это звучит убедительно: «Вот и появились русские на сибирской земле и по­сейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

Узнал Иван-царь, что за Уралом есть земля под названием Сибирь, и много в ней всякого добра таится. Призадумался царь. Да так призадумался, что одолела его хвороба от мечты несбыточной. Не было рядом с ним человека, который смог бы помочь ему Сибирью завладеть. Слег не на шутку грозный царь.

Тут слуга его, простой человек, выведал у него причину болезни да и подсказал, что нужно сделать. А нужно найти смелого казака Ермака Тимофеевича - уж он-то точно Сибирь завоюет.

Отправились верные слуги царя на Дон искать Ермака, но так и вернулись ни с чем. Сказали, что всех птиц на Дону видели, всех баб сосчитали, а Ермака не нашли.

Тогда опять слуга царя на помощь ему пришел, сказал он Ивану-царю, что сам Ермака найдет. Собрал его царь в дорогу, в доспехи одел, лучшего коня дал, а слуга, как вышел за ворота, все оставил и пошел по белу свету пешком. Долго он так ходил, встретил такого же странника, как сам, завел с ним разговор и узнал от него, что Ермак на Урале живет. Пошел слуга на Урал, нашел, где живет семья Ермака, и попросил передать казаку, что ждет его к себе сам Иван-царь.

И вскорости явился Ермак перед царем, шапки не сняв, без поклона, спросив, зачем он понадобился. Царь сказал казаку, что любого другого за такое неуважение уж давно бы без головы оставил, а Ермаку Тимофеевичу предложил за милость царскую отплатить тем, что в Сибирь сходить. Туда, где нехоженая землица лежит, и сделать русскими эти земли с богатствами несметными.

Вернулся Ермак на Урал к друзьям своим, передал им просьбу царя, и отправились они в сибирские земли. Там встретились с людьми из Кучумова царства, сразились с ними и одолели сибирского хана. Кучума в Москву хотели отвезти, но убили его по дороге казаки за поведение предательское.

А царю Ермак велел передать, что теперь могут русские люди в Сибири жить и кучумовым людям от этого хорошо будет, потому что был у них раньше царь очень злой и жадный.

С тех пор и живут русские люди в Сибири, потому и помнят Ермака Тимофеевича. Помнят того, кто сделал эти земли русскими, в которых богатства на всех хватит.

2. В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах при пересказе предания. Объясните слова и введите их в свой рассказ о преданиях: богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.

Предания и сказки имеют сходство:

это жанры устного народного творчества – фольклора;
у них один автор – народ;
они вариативны, то есть существует по несколько вариантов на один и тот же сюжет;
в преданиях, как и в сказках есть постоянные эпитеты, например, «слуги верные», «добрый конь».
Предания и сказки различаются:

сказки – это вымысел, а предания в основе имеют реальные исторические события и лица;
герои преданий – люди, герои сказок – звери, фантастические существа, звери, предметы, люди.
в некоем месте – в одном месте

убогий – скудный, нищий, бедный

хомут – часть упряжи лошади, которая крепится на шее

начал поносить брата – начал ругать брата

бить челом – просить

полати – деревянные настилы для лежания над русской печью

челобитная – прошение, написанное на бумаге

посул – обещание (в Древней Руси название вознаграждения за услугу, взятка)

истец – тот, кто обращается в суд за справедливым решением (ищет правды)

мзда – плата за труд

1. Как вы думаете, кого изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

Около 4-х лет знаменитый художник Суриков создавал известную всем картину под названием "Покорение Сибири Ермаком". На полотне мы видим сражение казаков под предводительством Ермака на поле боя с кучумовцами. Из огнестрельных оружий и пушек происходит обстрел татарских воинов, а те отвечают нашим казакам стрельбой из луков. На войско наших казаков направлен жест руки Ермака, уверенного в победе. Кульминация битвы,пик сражения художник показал с высоким мастерством.

Картина выполнена в мрачных тонах. Мы видим скользкий речной берег , коричневые мутные воды и серое тяжелое небо. Весь мрак сражения и природы оттеняет лишь красный кафтан нашего бойца. Это символизирует решимость наших воинов. Они готовы сражаться до победы. Все полотно на военную тему отражает боль от наших потерь. Всё пространство завалено мертвыми воинами. Темные кровяные пятна, яркие отблески выстрелов и блеск орудий видны на этой картине. Стремление к победе над вторгшимся врагом объединяет воинов. Художни изобразил татарских воинов, которые панически убегают с поля боя, увидев грозных казаков.

Глядя на эту героическую картину, зритель становится ее непосредственным участником, переносится в те тяжелые минуты сражения. Кажется, слышны свист быстрых стрел, громкие крики сражающихся, мощные залпы орудий. Потому картина Сурикова вызывает определенные мысли и чувства. Зритель начинает особенно хорошо понимать сущность героизма наших предков, которые сражались за освобождение родных земель.

2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Предание «О покорении Сибири Ермаком»

С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слушали предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали предание «О покорении Сибири Ермаком».

1. Какие впечатления оставила у вас увертюра Н. А. Римского-Корсакова?

Увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Звучание увертюры Н.А. Римского-Корсакова в начале сказания как бы настраивает слушателя на неспешное серьезное слушание о важных для страны событиях.

2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства возникли при прослушивании — торжество, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

В предании рассказывается о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1582 году. Это реальные события из истории нашей страны. Основные чувства, которые возникают при прослушивании, это торжественность и гордость за свой народ.

Мне понравилось, как меняются интонации в голосе Леонида Кулагина по ходу повествования: от обыденной до торжественной речи.

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

Вряд ли бы я смог прочитать так, как актер, но и представить лучшее чтение я не могу.

4. Какими представляются вам герои предания?

Главный герой предания Ермак Тимофеевич в моем воображении похож на Илью Муромца, такой же сильный, мужественный защитник родной земли, умеющий объединять людей и вести их за собой. А вот Иван-царь здесь совсем не похож на Ивана Грозного, мне видится он маленьким, стареньким и беспомощным.

В слуге, который пошел искать Ермака, мне кажется, народ воплотил собирательный образ простого сметливого русского мужика, которому не нужны богатства и власть, который готов служить не царю, а Родине.

5. Подготовьте выразительное чтение текста.

Страница 18

1. Какие произведения из древнерусской литературы вы прочитали в предыдущих классах? Какие из них вам запомнились? Расскажите, о чём эти произведения.

2. Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литера туры?

Древнерусская литература оставила нам множество былин, из которых самые известные — сказания о подвигах богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Василисы Микулишны.

Следовательно, тема героизма и подвигов, ратных сражений и побед была в чести. Оно и понятно: былины пелись на пирах и развлекали народ. Да и сама тема способна вызвать героизм и воспитывать в духе патриотизма, а это всегда было важно. Былины воспевали русскую землю и подвиги ее жителей, точно так же, как воспевали советскую власть советских поэты.

Известно и великое множество русских народных сказок. И у них, в отличие от былин, другая направленность. На этих сказках росли поколения детей, эти сказки учили их, наставляли, объясняли суть тех или иных предметов в лёгкой сказочной форме. Бытовые и сказочные, преимущественно о крестьянах (в некоторых из них крестьяне становятся царями), эти сказки, простые и понятные народу являются прекрасным наследием старины.

Страница 25-26

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

Повесть "Житие Александра Невского" посвящена жизни и подвигам во славу Отечества великого князя Александра Невского. Она вызывает у читателя чувство благоговения перед древним героем, чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма. Рассказчик сознательно уничижает себя, называя недостойным, он указывает, что лично знал Александра и беседовал с ним.

Автор сравнивает Александра с известными библейскими и историческими персонажами - Иосифом, Самсоном, Соломоном и Веспасианом. Он рассказывает о битве со шведами на Неве, о разгроме немецких рыцарей, о поездке Александра в Золотую орду. При этом рассказчик отмечает набожность князя и особенно красиво звучат слова князя о что не в силе Бог, а в правде.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?

Автор, придавая значительности фигуре Невского, сравнивает его с библейскими героями: внешность как у прекрасного Иосифа (которого царь египетский назначил вторым царем за ум его), сила как у Самсона, мудрость как у Соломона, смелость как у храброго Веспасиана. А дружину Александра Невского автор сравнивает с воинами Давида.

В повести освещены три основных подвига Невского: битва на Неве (нападение шведов), Ледовое побоище (немецкие захватчики) и поездка в Орду (здесь князь выступает как дипломат, пытаясь спасти русских людей от власти Орды и влияния на Русь).

Перед боем на Неве с превосходящими силами врага Александр Невский молится в храме, веря в правоту своих действий (ведь он защищается, а не нападает), поэтому дух дружинников он укрепляет словами: «Не в силе Бог, но в правде», подчеркивая этим, что Бог поможет тем, кто не нападает, а защищает родную землю.

Образ Александра Невского создается при помощи портретной характеристики, сравнений с другими героями, речи, описания его действий и отношения других людей к князю.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, опишите, какая картина нарисована рассказчиком: Словно замёрзшее озеро двинулось.

При описании Невской битвы автор говорит, что Александр самому королю «возложил печать на лицо острым своим копьем». Это значит, что Невский сражался с королем и ранил его в лицо. При описании сражения на Чудском озере автор дает сравнение «словно замерзшее озеро двинулось». И сразу перед нами предстает картина: на льду озера множество воинов, слышится звон мечей, лязг доспех, стоны раненых, призывные крики. Кажется, что озеро ожило, закачалось.

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?

Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде»

1) Гаврила Алексич - воевал на коне, искусно пробрался на корабль врагов;

2) Збыслав Якунович - новгородец, бился одним топором;

3) Яков полочанин - ловчий (охотник) князя;

4) Миша - новгородец, погубил целых 3 вражеских корабля;

5) Савва - из младшей дружины, обрушил вражеский шатер;

6) Ратмир - один из слуг князя, бился до последнего в окружении врагов.

Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.

Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.

Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов и словосочетаний, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

пленять;

насад;

бдение;

червленый;

очи;

посрамить;

исполниться;

ломление;

зеницы.     

5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Князь Александр Невский был ростом больше других людей, а голосом – громче целой толпы. Лицо его было египетской красоты, а сила – сравни силе Самсона (самый сильный персонаж из библии).

Он побеждал и был непобедим. Как сказал гость из западных стран, который приезжал к Александру: «Не видел я таких ни в царях, ни в князьях».

Герой повести не только был храбрым, сильным и умным, но и постоянно обращался за советом к более мудрым. Также он был религиозен. Еще Александр отличался такими качествами как справедливость и сострадание. Они проявляются, когда князи идет к царю в Орду, чтобы отмолить людей русской земли от участия в войнах под чужими знаменами.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: