ГДЗ по литературе 8 класс учебник Гулин, Романова Страница 311-336

Страница 311

1. Какую пословицу выбрал в качестве эпиграфа к своей пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголь?

2. Кто из русских писателей рассказал Н.В. Гоголю историю, которая легла в основу сюжета пьесы «Ревизор»?

3. К какому жанру относится пьеса «Ревизор»?

4. Перечислите основные виды комического в литературе.

5. Какой вид комического является преобладающим в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»? А в рассказе «Налим»?

6. Какую фамилию получил после операции пёс в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»?

7. Где потерял галошу герой одноимённого рассказа М.М. Зощенко?

1. Вспомните, в каких жанрах русской литературы впервые появились правдивые зарисовки обыденной жизни людей, комические сценки из повседневного быта.

2. Как писатели XIX—XX веков используют и творчески развивают традиции сатирической литературы XVII—XVIII веков?

3. Как соотносятся сатира и юмор в изученных вами произведениях? Всегда ли можно чётко отделить один вид комического от другого? Почему? Приведите примеры.

4. Какие функции может выполнять комическое в литературе?

5. Почему Н.В. Гоголь остался недоволен тем, как публика приняла его комедию «Ревизор»?

Страница 315

1. Прочитайте повесть И.С. Тургенева «Ася». Какие чувства она у вас вызвала? Кто из героев пробудил ваше сочувствие, симпатию, интерес? Тронула ли вас судьба Аси?

2. Повесть написана от первого лица. Почему Тургенев прибегает к такому приёму повествования?

3. Каким вы представили себе героярассказчика, господина Н.Н.?

4. Что поразило главного героя в облике и поведении Аси?

5. Покажите, как автор использует разнообразные художественные средства (портрет, деталь, речь героини и т.д.), чтобы создать сложный и противоречивый образ девушки.

6*. «Что за хамелеон эта девушка!» — восклицает рассказчик. Как вы думаете, это сравнение выполняет ту же функцию, что и в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон», или иную?

7. Какую роль в повести играет предыстория Аси, рассказ Гагина о её происхождении и воспитании?

8. Как вы думаете, почему чувства Аси и гна Н.Н. не привели к их счастью? Можно ли обвинить в этом обстоятельства или самих героев?

9. Согласны ли вы с утверждением: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье»? Напишите небольшое рассуждение на эту тему.

Проведите параллели между повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и повестью И.С. Тургенева «Ася».

1) Какое сходство можно увидеть в характерах Эраста и Н.Н.?

2) Какую роль играет пейзаж и в целом образы природы в раскрытии внутреннего мира героев, в изображении их душевного состояния?

3) Что сближает дикарку Асю с бедной Лизой?

4) Как переосмысливает Тургенев знаменитый тезис Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?

5) Почему Тургенев не закончил повесть трагической развязкой, хотя Гагин и Н.Н. утверждают, что Ася способна на непредсказуемые поступки?

6) Как вы понимаете слова, заключающие повесть? Совпадает ли нравственная позиция автора «Аси» с позицией автора «Бедной Лизы»?

7) В чём проявляется связь тургеневского произведения с традициями сентиментализма? В чём писатель явно противостоит сентиментальному взгляду на мир?

Страница 317

1. Прочитайте самостоятельно роман «Белые ночи».

2. В чём необычность композиции произведения? Как она связана с развитием сюжета? Составьте план или изобразите строение романа при помощи схемы.

3. Как характеризует себя Мечтатель в разговорах с Настенькой и в диалоге с самим собой? А какие дополнения вы могли бы сделать к этой самохарактеристике?

Страница 318

1. Сравните две работы из цикла иллюстраций М.В. Добужинского к роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Каким страницам повести они соответствуют?

2. Постарайтесь словами выразить мысль художника, его отношение к Мечтателю и Настеньке, переданное в этих иллюстрациях.

3. Для этих иллюстраций Добужинский придумал технику «граттография», заключающуюся в том, что на картоне, залитом чёрной тушью, выскабливались белые места. Как вы думаете, почему для иллюстрирования романа Достоевского именно такая техника оказалась подходящей?

4*. Согласны ли вы с тем, что Мечтатель — это «петербургский тип», то есть что такой характер и образ жизни могли сложиться только в городе Петра Великого? Постарайтесь подробно и обоснованно высказать своё мнение в устном развёрнутом сообщении или письменной работе.

5. Что изменилось в жизни Мечтателя после знакомства с Настенькой? Почему, несмотря на робость и застенчивость, герои смогли так быстро сблизиться и привязаться друг к другу?

6. Охарактеризуйте героиню романа. Что в её судьбе и характере заставляет нас вспомнить бедную Лизу Карамзина и пушкинскую Дуню? Какие качества Настеньки не укладываются в стереотип сентиментальной героини?

7. Как вы считаете, можно ли назвать образ Настеньки идеальным? Такова ли она, какой видится Мечтателю?

8. Почему мечта героев о братском сочувствии людей друг другу, о бескорыстной любви и взаимной помощи не смогла сделать их счастливыми?

9. Как вы думаете, изменится ли после пережитой встречи образ жизни Мечтателя, его привычный уклад?

10. Почему Достоевский назвал своё произведение «сентиментальным романом»? Отражает ли этот подзаголовок художественное своеобразие произведения? Как вы думаете, почему это произведение часто относят к жанру повести?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: