ГДЗ по биологии 8 класс учебник Сивоглазов, Сарычева, Каменский § 9. Строение и функции го

Каково строение головного мозга у позвоночных животных?

Формирование головного мозга позвоночных начинается с образования трех первичных мозговых пузырей, которые в дальнейшем образуют различные отделы головного мозга. В головном мозге позвоночных различают следующие отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг.

Какова роль коры больших полушарий головного мозга?

Кора головного мозга выполняет следующие функции:
Способствует связи организма с окружающим миром
Обрабатывает информацию с помощью познавательных процессов
Участвует в формировании сознания, мышления
Управляет речевым центром и процессами, которые оказывают существенное влияние на психоэмоциональное состояние

Проверь свои знания

1. Из каких отделов состоит головной мозг?

В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг; задний, включающий в себя мост, мозжечок и эпифиз; средний; промежуточный; и передний мозг, представленный большими полушариями. 

2. Каковы функции промежуточного мозга?

Он участвует в осуществлении вегетативных функций, а также сна, памяти, инстинктивного поведения, психич. реакций. С его структурами связано восприятие чувства боли, коррекция разл. видов чувствительности, регуляция желёз внутр. секреции, поддержание гомеостаза.

3. Что такое мозжечок? Каковы его функции?

Мозжечок — отдел головного мозга, относящийся к заднему мозгу.

Основной функцией мозжечка является контроль движений, скорость и координация тела. Также мозжечок принимает активное участие в запоминании, несмотря на то, что основную функцию памяти берет на себя кора больших полушарий.

4. Каково строение больших полушарий головного мозга?

Большие полушария являются высшим отделом центральной нервной системы. Это самый крупный отдел мозга. Они представляют собой парные образования, объединенные мозолистым телом, которое представляет собой тяж нервных волокон. У взрослого человека большие полушария составляют до 80 % массы головного мозга. Сверху они покрыты серым веществом — корой больших полушарий. В коре насчитывается 12 —18 млрд нервных клеток. Площадь поверхности коры больших полушарий у взрослого человека достигает 2200—2600 см2.

Многочисленные борозды (углубления) делят полушария на выпуклые извилины (складки) и доли. Складчатое строение существенно увеличивает площадь поверхности и объем коры. Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — разграничивают каждое полушарие головного мозга на четыре доли: лобную (двигательная зона), теменную, затылочную (зрительная зона) и височную (вкусовая зона, слуховая зона и обоняние). Доли, в свою очередь, расчленяются бороздами на множество извилин.

5. Каковы функции коры больших полушарий?

Деятельность коры больших полушарий основана на принципе условного рефлекса, поэтому ее называют условно-рефлекторной. Она осуществляет быструю связь с внешней средой и приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.

1. Сравните функции продолговатого и спинного мозга.

Спинной мозг - продолговатая трубка, очень длинная, разделённая на сегменты, содержит в себе в основном проводящие пути и центры безусловных рефлексов, от него отходят корешки - передние и задние, которые иннервируют практически все тело.

Продолговатый мозг - короткий, относительно спинного мозга, не поделён на сегменты, также содержит в себе проводящие пути к головному мозгу, а также центры многих рефлексов: дыхательного, сердечно-сосудистого, потоотделения, пищеварения и многих других.

2. На рисунке 41 найдите зону кожно — мышечной чувствительности. Какова ее функция?

1. Объясните, что произошло с больным, если у него нарушена двигательная функция правой половины тела.

2. Почему повреждение продолговатого мозга может быть смертельно?

В нем расположены жизненно важные центры дыхания и кровообращения, связанные с ядрами блуждающего нерва. Поэтому при повреждении продолговатого мозга может наступить смерть.

Выскажи мнение

Верна ли фраза «Не действуй мне на нервы»? Почему?

Из физики известно, что в соответствии с третьим законом Ньютона сила действия равна силе противодействия. Поэтому данную фразу правильнее было бы говорить "Не взаимодействуй с моими нервами".

Ну а если это в контексте биологии, то предположу, что внешние раздражители могут действовать не на нервы (нервные волокна) непосредственно, а на органы чувств. Тогда такой вариант: "Не действуй мне на органы чувств".

1. Составьте план раздела параграфа «Передний мозг».

2. Используя текст учебника, составьте список зон коры полушарий.

Составьте таблицу «Функции отделов головного мозга».

Проводим исследование

Лабораторная работа.

Ход работы

1. Рассмотрите модель (муляж) головного мозга человека. С помощью текста параграфа и рисунков учебника найдите на модели отделы мозга, назовите их. Вспомните, какие функции они выполняют.

2. Рассмотрите готовые препараты «Срезы головного мозга. Большие полушария». Найдите кору больших полушарий, извилины, борозды. Рассмотрите полушария сверху и сбоку.

3. Зарисуйте схему «Строение головного мозга в продольном разрезе» и отметьте на ней распределение серого и белого вещества.

4. Ответьте на вопрос: как размеры конечного мозга связаны с функциями, за которые он отвечает?

5. Сделайте выводы.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: