1. Объясните, что такое половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон.
2. В каких природных зонах возможны наводнения?
3. В каких районах нашей страны наиболее часты наводнения? Назовите основные причины.
4. В каких районах мира наиболее часты наводнения? Назовите основные причины.
5. Какие наводнения происходят раз в 5—10 лет; раз в 10— 15 лет; раз 20—50 лет; раз в 100—150 лет. Приведите несколько примеров, используя дополнительную информацию.
6. Назовите первичные и вторичные поражающие факторы наводнений.
7. От чего зависят масштабы последствий при наводнении?
8. Какие вы знаете заблаговременные мероприятия по защите от наводнений?
9. Почему необходимо следить за уровнем воды в реках и крупных водоёмах в течение всего года?
10. Какие вы знаете предупредительные мероприятия по защите от наводнений?
11. Назовите правила поведения населения во время наводнения.
12. Бывают ли наводнения в районе, в котором вы живёте? В какое время года они бывают и при каких обстоятельствах? Как происходит оказание помощи пострадавшим при наводнении в вашем районе?
13. Какие заблаговременные мероприятия по защите от наводнений должны проводиться в вашей местности?
1. Проведите анализ наводнений в 2004—2009 годах, происходивших в нашей стране, и ответьте на вопросы:
— В результате чего происходили наводнения?
— В какое время года? Есть ли закономерность в их появлении?
— В каких районах нашей страны наиболее часты наводнения и почему?
— Какой ущерб они наносят?
2. Посмотрите на рисунки на с. 30 и объясните последовательность действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации.
3. Узнайте, какие травмы может получить человек, пострадавший от наводнения.
4. Используя дополнительную литературу, найдите правила оказания первой помощи при утоплении. Запишите последовательность действий. Обсудите их на уроке с учителем и одноклассниками.