ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Сорвин § 1. Ценности и нормы в жизни общества и чело

1. Какую роль в жизни человека играют ценности?

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

2. Каким образом связаны с системой ценностей социальные нормы?

3. Какие существуют виды социальных норм?

К основным видам социальных норм относятся:

Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством.
Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия.
Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.
Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. Довольно большую роль они играют в международных отношениях и в политической жизни государства.
Церемонии или ритуалы, цель которых заключается во внушении определенных чувств, например, ритуал исполнения гимна страны.
Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака.
Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др.

4. Что обществоведы вкладывают в понятие -общественные нравы»? Что значит быть гуманистом?

5. В чем разница между традициями и обычаями? Какую роль они играют в жизни человека?

Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.

Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).

Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности. Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий. Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.

6. Что такое этика? Чем моральные нормы отличаются от норм нрав­ственности?

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности.

  Нравственность Мораль
Кто они такие? Правила поведения признаются в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры. Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что нужно и чего нельзя делать. Мораль — это, в конечном счете, личный компас добра и зла.
Откуда они? Социальная система — Внешняя Индивидуальный — Внутренний
Почему мы это делаем? Потому что общество говорит, что это правильно. Потому что мы верим, что что-то правильно или неправильно.
Гибкость Нравственность зависит от других для определения. Она имеют тенденцию быть последовательной в определенном контексте. Но может варьироваться в зависимости от контекста. Обычно соответствует, хотя может измениться, если изменятся убеждения человека.
Сходства Человек, строго следующий нравственным принципам, может вообще не иметь морали.Точно так же можно нарушать нравственные принципы в рамках данной системы правил, чтобы поддерживать моральную целостность. Моральная личность, хотя, возможно, связана более высоким заветом, может следовать нравственным установкам.
Происхождения Русское слово, происходящее от корня «нрав» Латинское слово «mos», означающее «обычай»
Приемлемость Нравственное поведение регулируется профессиональными рекомендациями в определенное время и в определенном месте. Мораль выходит за рамки культурных норм

7. Что значит быть патриотом? Как патриотизм связан с гражданственно­стью?

Патриот - человек, преданный своему народу, любящий своё отечество. 

Патриотизм и гражданственность тесно связаны между собой. Гражданственность - это выполнение своих гражданских обязанностей, прежде всего долг перед страной, государством. Гражданственность свойственна сознательным гражданам. А вот если эти граждане ещё и выполняют свой гражданский долг с любовью и удовольствием, ощущая гордость за страну, радея за сохранение ее богатств - тут уже начинается патриотизм. Примерно также гражданин отличается от патриота.

Каким образом ценности и нормы организуют жизнь человека в обще­стве?

1. Что такое социальные ценности?

Социальные ценности – это совокупность моральных, нравственных, эстетических, идеологических и прочих установок, являющихся общепринятыми в конкретном обществе.

2. Сравните научное и повседневное, обыденное понимание ценностей. Что между ними есть общего? В чём они принципиально различаются?

Опираясь на свои знания в области истории, приведите примеры отноше­ния к природе, встречающиеся в разных обществах. Как можно охаракте­ризовать эти отношения, опираясь на понятие ценностей?

Как бы вы сформулировали проблему, которую обсуждает в данном отрыв­ке Мертон? Какие особенности общества сделали эту проблему особенно актуальной в наши дни?

1. Примеры каких ценностей, характерных для различных обществ, приво­дятся в тексте?

2. В каких обществах индивидуальные ценности почти полностью совпа­дают с ценностями самого общества? Почему?

Какие социальные нормы исполняются или нарушаются в каждой из приве­дённых ситуаций?

1. Что такое социальные нормы? Какие основные виды социальных норм упоминаются е тексте?

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми. 

2. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие основные виды названных в тексте социальных норм. С требованиями каких из них вы чаще всего сталкиваетесь в жизни?

1. Дайте ответ на основной вопрос урока. Приведите аргументы.

2. Чем отличаются нормы от ценностей? Как вы думаете, существует ли между ними взаимосвязь?

 

Ценности Нормы
Это то, что имеет особую значимость Определенные правила
У каждого свои (но есть и общечеловеческие) Одинаковы для всех
Абстрактны Касаются конкретных ситуаций
Являются ориентирами в поведении Регулируют поведение
Не носят обязательный характер Предусматривают наказание за невыполнение

3. Чем принципиально отличаются этические нормы от всех остальных?

Этические нормы отличаются тем, что они предполагают возможность нарушения и регулируются преимущественно внутренними чувствами человека.

В отличие от остальных норм, которые  могут сильно отличаться друг от друга в разных группах,  этические нормы носят более устойчивый и общий характер.

4. Как выдумаете, почему наряду с формальными нормами, закреплённы­ми в определённых документах, существуют нормы неформальные? Мож­но ли согласиться с утверждением, что со временем они исчезнут?

5. Возможно ли предписывающую норму преобразовать в запрещающую и наоборот? Приведите примеры. Почему тем не менее сохраняется раз­личие между ними?

6. Проанализируйте знаменитые «Десять заповедей". Какие формулиров­ки в них относятся к ценностям, какие — к нормам? Какие из них можно отнести к этическим нормам?

7. Императрица Екатерина II утверждала: «Не должно то переменять зако­нами, что должно переменяться обычаями». Обсудите в группах, как это высказывание связано с темой урока?

Вспомните из курса истории, какие нормы и ценности существо­вали в разных типах государств Древности и Средневековья. С каки­ми историческими событиями и процессами связаны изменения в системе норм и ценностей человечества?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: