ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Кравченко, Певцов § 1. Что определяет поведение чело

Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы и ценности?

Социальные нормы в жизни человека играют следующую роль:

- формируют идеалы и модели поведения;

- контролируют девиантное поведение;

- объединяют личности в группы, а группы в социум;

- регулируют всеобщий ход социализации.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Для чего нужны социальные нормы и ценности?

Ценности – это важные установки человека, на которые он основывается в своём поведении и принятии решений. 

Ценности нужны в первую очередь для того, чтобы помогать вам делать правильный выбор как в малых, так и в больших делах. Если вы знаете, что в вашей жизни важнее всего, вы будете соответствующим образом расставлять приоритеты. 

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями.

Приведите примеры различных видов социальных норм.

Перечислим виды социальных норм и к каждому виду приведем примеры.

1) Обычай: характерный для русской культуры (и сохранившийся до сих пор) обычай - потчевать гостей хлебом-солью, предлагать чай. Еще примеры: прыгать через костер на день Ивана Купалы, кататься на санях в новогодние праздники, множество свадебных обычаев. Обычай кровной мести (существовал в Древней Руси, вспомним, например, княгиню Ольгу и ее месть древлянам за смерть мужа).

2) Традиции: до революции было принято целыми семьями посещать церковь по воскресеньям. Сватовство - тоже часть традиции русского народа.

3) Правовые нормы: право на материнский капитал, право вступать в различные организации, право на отдых.

4) Моральные нормы: веротерпимость, уважение, трудолюбие, сострадание к ближним и т.д.

5) Политические нормы: внесение главой государства предложений касательно назначения губернаторов, премьер-министров.

6) Эстетические нормы и правила этикета: не сморкаться за столом, не ковырять в носу, в зубах, не чихать, не чавкать, быть аккуратно одетым и т.д.

7) Религиозные нормы: не вopoвaть, не убивать, не вожжелать жены ближнего и т.д. (перечислены в заповедях). Для женщин - запрещение посещать храм с непокрытой головой тоже можно считать вариантом религиозной нормы.

Какие социальные нормы отражены на этих иллюстрациях?

Как основные нормы морали могут обеспечить продление жизни человека и жизни вообще?

Почему для всех обществ характерны общие принципы морали?

Вспомните уроки истории: когда, где и почему появилось понятие гуманизма? Кто такие гуманисты?

О наличии каких социальных норм и ценностей в нашем обществе свидетельствует проведение Дня знаний?

1. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. О какой социальной ценности (или ценностях) идёт в нём речь? Своё мнение аргументируйте.

2. Сравните основные формы социальных норм. Что у них общего и что различного?

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они выполняют регулятивную функцию, т. е. упорядочивают общественные отношения, регулируют отношения между людьми;

2)как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

3) характеризуются многократностью действия, т. е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях, и не персонифицированы, т. е. обращены к неопределенному кругу лиц;

4) служат основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов;

5) основаны на свободе воли индивида, т. е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной социальной ответственности индивида, так как он быллишен возможности выбрать правомерный вариант поведения;

6) имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения и преследуют одну и ту же цель -упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал;

7) имеют механизмы обеспечения реализации своих предписаний (санкционированность);

6) как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер;

 

Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а нормы морали - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признания их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например, административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например, порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

3. Какие пословицы и поговорки о совести вам известны? Объясните их смысл на конкретных примерах.

От человека утаишь, от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а зыгрызть может.

У кого совесть чиста, у того подушка в голове не вертится.

Смысл в том, что любой безнравственный поступок или грязное деяние, обман, ложь можно скрыть от чужих глаз, можно постараться так сделать, что эта будет только ваша тайна, и только вы будет знать о низком поступке. Но! Что вы будете делать со своим внутренним цензором, голосом, сможете ли спокойно спать с тем, что вы сделали? Какие угрызения совести вы будете испытывать, на сколько вы будет владеть собой, если вы периодически будете сталкиваться с результатами своего обмана. На сколько ваше внутреннее состояние позволит вам спокойно жить и не болеть?

Однако всегда есть путь назад - можно признаться в низком поступке перед тем, кого вы обманули. Преодоление себя - это самое трудное, что может быть. Победа над собой достойна уважения.

4. Вспомните содержание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Какие социальные нормы и ценности в нём отражены? Можно ли сказать, что герои стихотворения находились в ситуации морального выбора? Своё мнение аргументируйте. Испытали ли вы при чтении этого стихотворения нравственные чувства? Опишите своё восприятие в двух-трёх предложениях.

Стихотворение Лермонтова Бородино написано в 1837 году, рассказывает об имени безымянного солдата о бородинском сражении. После прочтения стихотворения возникает чувство гордости за свой смелый и отважный народ, за их героизм и неиссякаемую силу в борьбе с захватчиками родины, восхищение идёт выкупе с сожалением о многочисленных потерях героев-защитников отечества и о том, что нынешнее поколение воинов мужчин возможно не такое смелое и отважное. Основная мысль Бородино - это огромная воля и героизм русского народа в борьбе с врагом на родной земле

5. Вспомните из курса истории России, как изменилась мораль жителей Древней Руси после принятия христианства.

6. Можно ли отнести игру к социальным ценностям? Своё мнение аргументируйте.

7. Как вы думаете, какие главные принципы морали были у первобытного человека?

Первобытная мораль воспитывала храбрых и честных людей. 

Выберите вариант ответа на главный вопрос урока: «Для чего нужны социальные нормы и ценности?» Свой выбор аргументируйте.

А. Социальные нормы и ценности создаются людьми для поддержания порядка в обществе.

Б. Социальные нормы и ценности служат образцами поведения.

В. Социальные нормы и ценности определяют поведение человека в обществе.

Сочините историю о том, как приверженность одного человека социальным нормам и ценностям спасла другого человека, какое-либо общество или даже всё человечество от гибели. Представьте историю в виде рассказа, презентации или комикса.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: