ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Ковлер, Соболева, Чайка § 1. Социальные нормы: истор

Социальные нормы нас ограничивают или защищают?

По моему мнению, социальные нормы не ограничивают свободу человека и создают ему условия для того, чтобы пользоваться своей свободой. Например, рассмотрим одну из социальных норм "обычаи ". Определённые люди дарят друг другу подарки на Новый Год из года в год, но при всём этом человек свободен и может достойно пользоваться своей свободой.

Из курса обществознания 6 класса вспомните, что такое ценности духовной культуры, что к ним относится. Что такое табу, обычаи?

Начнем с того, что такое духовная культура.  

Это такая область деятельности человека, которая охватывает разные стороны духовной жизни + это система знаний и идей, которые присуще какому-то историческому единству или всем людям.  

Соответственно, ценности духовной культуры выражают мировоззренческие идеи жизнедеятельности человека, принципы, идеалы бытия, ориентиры и так далее.

То есть эта сфера оперирует такими понятиями как жизнь, смерть, война и мир, вечность и время, судьба человека, память, смысл жизни, предназначение, космос, природа и так далее.

Отсюда формируются особенные ценности. Например, это может быть гуманизм (гуманное отношение к чему-либо как ценность), индивидуализм или, наоборот, коллективизм, свобода, милосердие, справедливость, достоинство человека, что морально, а что нет, верность, ответственность, патриотизм, гармония и так далее.

Плюс, есть религиозные духовные ценности и художественные духовные ценности. Здесь опять же возникает вопрос о морали, зле и добре, происхождении, предназначении, фатализме или отсутствии судьбы, о роли человека.

В общем, к ценностям духовной культуры мы можем отнести различные идеи, знания, убеждения, общественные связи, человек как духовное существо и все, что с ним связано.

Обычай - это некая последовательность в действиях, повторяющаяся достаточно регулярно.

Если обычай закрепился на длительное время, то он может стать традицией. Традиции могут передаваться от поколения к поколению, традиции могут охватывать большой круг людей.

Табу - это запрет на что-либо. С некоторым ограничением общности табу можно рассматривать, как запретные традиции.

Какое наказание и какое поощрение самые действенные для вас?

Выговор за плохое поведение и поощрение за хорошее.

Из курса истории и обществознания вспомните, когда и как появились первые правила поведения в обществе. Какие первые табу появились в первобытном обществе?

Нормы поведения существовали в самых древних культурах. Они не только несли социальную функцию, но и мотивировали, побуждали к действию.

Первоначально нормы жизни и поведения являлись своеобразным сдерживающим фактором, они зарождались на основе сформировавшихся в обществе убеждений, ожиданий и накопленных знаний. Эти нормы определяли, что приемлемо, а что нет в той или иной группе людей. Взаимодействуя между собой, люди получали возможность учиться друг у друга, постепенно вырабатывая некий образец поведения, который сводил к минимуму вероятность причинения дискомфорта и неудобств.

На формирование норм поведения большое влияние оказывала религия, которая сама по себе (чаще всего) является обязательным кодексом поведения.

Менялись времена, менялись и нормы поведения - одни уходили в небытие, их место занимали новые, отвечающие современным условиям. Однако есть очень древние нормы поведения, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней: например, традиция почитать и уважать пожилых людей или родительская опека, которая иногда затягивается на десятилетия.

Запретов у индусов – запрет на спасение утопающего. 

Табу у эскимосов - они не смели смешивать в пищу земную и морскую живность.

Индейцы-шусвап (Британская Колумбия) изолируют вдовцов и вдов во время ношения траура и запрещают им дотрагиваться до своей головы и тела; чаши и сосуды для приготовления и подачи пищи, которыми они пользуются в это время, не могут использоваться никем другим.

На островах Таити родившую женщину на две или три недели помещают во временный шалаш, построенный на священной земле. В течение этого срока ей воспрещается  дотрагиваться до пищевых продуктов, и кормить ее должны другие. Если в этот период к ребенку прикоснулось другое лицо, то оно подвергалось до совершения обряда очищения тем же запретам, что и мать.

Какие ещё обычаи приветствия вы знаете? Для чего современному человеку нужно знать обычаи и традиции других народов?

Начнем с того, что необходимо знать традиции других народов и конечно уважать их, ведь это основные правила морали. В наше время большую актуальность составляет знание обычаев других народов, ведь сейчас люди активно путешествуют по заграничным странам. А порой просто являются соседями или коллегами по работе с армянами, узбеками, цыганами или какой - либо другой народности. Необходимо относиться гуманно и с пониманием к определенным традициям народа, ведь они складывались столетиями.

Например, у узбеков свадьба празднуется ночью и причем мужчинам на свадьбе танцевать можно, а женщинам нет, потому что это уже считается своего рода легкое поведение, которое не пристойно для узбечек.

Знаете ли вы, какую традиционную одежду носят в вашем крае? Раскройте символический смысл орнаментов, украшающих эту одежду.

Какие национальные блюда традиционно готовят в вашей местности? Какие традиции народов нашей страны вам известны? На основе иллюстраций параграфа перечислите основные элементы одной из культур.

Традиции русского народа очень разнообразны и интересны. Русские люди веками соблюдают традиции и обычаи своего края. У них много как христианских, так и языческих обрядов. Христианство дало нам праздники Пасху и Рождество, языческие ноты проявляются в праздновании Ивана Купала или Масленицы.

Особенно русские традиции проявляются при праздновании Пасхи. До наступления праздника все пекут куличи и красят яйца, причем делают это не только верующие люди, но и те, кто далек от религии. Некоторые ходят на ночную церковную службу, а затем освящают куличи в корзинках.

Рождественские колядки и приготовление кутьи - старинные традиции русского народа, которые до сих пор чтятся.

1. Дайте определение мифа.

В переводе с греческого языка слово "миф" означает "сказание" или "предание", то есть это придуманные древними людьми произведения, в которых говорится о сотворении мира, древних богах и древних героях. Кстати, мифы о древних героях чем-то напоминают русские народные сказки.

2. Расскажите о видах и развитии социальных норм.

Социальные нормы и правила – это правила поведения человека, когда он находится в обществе. Нормы складывались постепенно. Развивалось общество – развивались и нормы.

По мере того, как общество переходило от первобытного к более сложному, в нем появлялись новые правила и нормы, которые необходимы обществу, чтобы оно нормально функционировало. Социальные нормы являются во многих случаях необходимыми, ведь без них общество бы в буквальном смысле, распалось.

Нормы можно классифицировать на виды. Они бывают религиозными, корпоративными, правовыми и моральными.

Нормы морали являются правилами, которые базируются на понимании людьми добра и зла. Что такое добро и зло, решает общественное мнение.

Как отдельный вид можно выделить обычаи и традиции. Это привычки, сохранившиеся у людей с древнейших времен. Люди стремятся сохранить древние идеи, такие как ритуалы, которые влияют на жизнь в семье.

Корпоративными нормами называются те правила, которые устанавливают компании и корпорации. Эти нормы должны исполнять члены данных организаций.

Религиозные нормы – правила которые устанавливает церковь или священные книги данной религии. Правила реализуются благодаря вере и убеждениям людей. Также церковь старается проследить, чтобы люди исполняли эти правила.

Наконец, правовые. Эти нормы устанавливаются государством и церковью. Иногда их устанавливает и сам народ, путем голосования. Реализуются эти нормы путем авторитета государства, а иногда и принудительными методами, доступными государству.

3. Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм».

4. Придумайте вопрос к иллюстрациям на с. 9—10.

5. Используя памятку 8, составьте сравнительную таблицу «Обычаи и традиции».

6. Найдите в Интернете информацию о различиях в обычаях, жестах, символике цвета у разных народов. Подготовьте об этом небольшое сообщение. Используйте памятку 7.

7. Почему, на ваш взгляд, древнейшие социальные нормы применяются и в современном мире? Приведите примеры таких норм.

Древнейшие социальные нормы - это не просто нормы, которые были введены задолго до появления современной культуры. Это еще и проверенные веками моральные устои, которые стали законом для многих поколений семей. Таким образом, люди используют именно эти социальные нормы, потому что именно они подходят для максимально продуктивного существования. Как пример, можем привести обычай социальной взаимопомощи. Данная норма пришла на смену биологическому доминированию (т.е все права - сильнейшему в стаде) и являются наиболее подходящими и взаимовыгодными для современного общества. Социальные нормы также прогрессируют вместе с человечеством, однако основные принципы все равно остаются неизменны.

8. Всегда ли вы легко выполняете социальные нормы? Выполнение какой нормы вам наиболее тяжело даётся?  

Всегда, выполнение всех норм мне дается легко.

9. Интересны вам обычаи и традиции других народов? Почему? Считаете ли вы, что современному человеку нужно их знать?  

Знать и уважать традиции и обычаи других народов нужно для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию например отдыхая заграницей. Например мусульманское общество имеет множество ограничений и во многих странах они очень жесткие и их нарушение грозит штрафами, например в Эмиратах. Да и вообще, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Поэтому старайтесь уважать чужую культуру и национальные обычаи.

10. Вспомните, какие обряды вы наблюдали и в каких участвовали сами.

Подведение итогов

Вопросы для обсуждения.

1. Какое суждение наиболее верно, на ваш взгляд: набор традиций у разных народов идентичен, полностью различен или частично совпадает? Подтвердите свой вывод примерами.

2. Какие черты сходства и различия выбранной вами традиции у разных народов вы выявили? Чего, на ваш взгляд, больше — сходства или различий в наполнении одной и той же традиции у разных народов?

3. Какие проблемы наиболее часто возникали в работе команд? Какие ошибки чаще всего встречались в выступлениях? Как можно усовершенствовать работу в следующий раз?

4. Какая команда оказалась победителем в общем зачёте, какие выявились лидеры по номинациям (критериям)? Каждая команда распределяет полученные баллы между всеми членами в  соответствии с их вкладом. Баллы идут в накопительную систему оценки.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: