ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 59-71

Антон Павлович Чехов

Страница 59

Вопросы и задания 

1. На что в первую очередь обращают внимание авторы воспоминаний о Чехове? Каким человеком предстаёт Чехов? В чём особенность его творческой манеры? Запишите план ответов на вопросы.

План.

1. Искренность
Всю жизнь А.Чехов прожил на средства своей души, всегда он был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни ожидали от Антона Чехова, другие, более грубые, требовали.
2. Простота
Всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивие, быть более самим собой. Красиво простой, он любил всё простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей.
3. Сдержанность
Был приветлив, но сдержан. Говорил довольно оживленно, но просто и кратко. Сдержанность Чехова сказывалась во многом, свидетельствуя о редкой силе его натуры.
3. Благородно-скромный
"приветлив, но сдержан", "никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу", "но поистине было изумительно то мужество, с которым болел и умирал Чехов!"
3. Трудолюбие
Забота о семье ложилась в основном на плечи писателя в студенческие годы и требовала много сил и труда. Гонорары были нищенские, и писать приходилось постоянно, много, не зная отдыха.

Особенность его творческой манеры.
1. Творец нового вида литературы
Чехов стал творцом нового вида литературы - рассказа, вбирающего в себя признаки таких жанров, как повесть или роман.
2. Скрытен в своей работе
Мы почти ничего не знаем не только о тайнах его творчества, но даже и о внешних, привычных приёмах его работы. В этом отношении А.П. был до странного скрытен и молчалив. Где он черпал свои образы? Где находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковывал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей.

2. Внимательно рассмотрите фотографии А.П. Чехова. Что говорят они вам о личности писателя?

Антон Павлович не любил выставляться напоказ, во всём любил простоту, умеренность и скромность, поэтому не заказывал своих художественных портретов, предпочитая фотографироваться. Игнатий Потапенко вспоминал: "Его всегдашнее спокойствие, ровность, внешний холод какой-то, казавшейся непроницаемой, броней окружали его личность. Казалось, что этот человек тщательно бережет свою душу от постороннего глаза". На первой фотографии Чехов предстает перед нами совсем молодым человеком, это фото сделано в первый год врачебной практики. Второе фото, которое мы видим сделано через 11 лет. На этих фотопортретах мы видем человека излучающего уверенность и спокойную жизнерадостность, на них нет ничего лишнего. На последней фотографии Чехов сфотографирован у своего дома в Ялте. Чехов любил животных, Антона Павловича запечатлели прогуливающегося со своими собаками. Он задумчив. Одет лаконично, скромно, никаких излишеств.

Александр Куприн, близко знавший Чехова, вспоминал: "Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое одухотворенное человеческое лицо, какое только мне приходилось встречать в моей жизни". Ему вторил художник Коровин: "Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами". В воспоминаниях В.Н. Ладыженского сказано о Чехове так: "Молодой и красивый, с прекрасными задумчивыми глазами, он на меня с первого же раза произвел неотразимое, чарующее впечатление".

Возвращаясь к теме 

1. Вспомните, когда произошла ваша первая встреча с произведениями А.П. Чехова и какое впечатление она произвела.

2. Какие рассказы писателя вам хочется перечитывать неоднократно и чем это вызвано?

 

Хамелеон

Страница 63-64

Вопросы и задания 

1. Какие элементы фабулы в рассказе вы можете выделить? Где заканчивается один её элемент и начинается другой?

Элементы фабулы

Экспозиция - по базарной площади идут Очумелов и Елдырин

Завязка - золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой

Кульминация - Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы

Развязка - толпа смеётся над Хрюкиным

2. Действие какого персонажа в рассказе кажется вам нелепым? Почему?

Действие главного героя рассказа Очумелова мне кажутся нелепыми. Меняя свое мнение на ситуацию он становится смешон и низок.

3. Имеются ли в «Хамелеоне» признаки сатиры и сарказма? Или только юмор? Дайте аргументированный ответ.

В "Хамелеоне" имеются признаки сатиры и сарказма.

Например:
- "Говорящие фамилии" Очумелов (чумной, одуревший), Хрюкин (свинья, хам, невежа)
- Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее
Если щенок неизвестный, то он бешеная собака, "бродячий скот", "подлость одна", которую следует немедленно истребить.
Принадлежность щенка генералу превращает его в "нежную тварь", "цуцыка этакого", "шуструю собачонку".

4. Обратите внимание на эпизоды, когда Очумелов просит Елдырина то снять, то надеть на него пальто. Почему они важны?

Очумелов боится "промазать" со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Автор показывает нам хамелеона. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде (6 раз Очумелов менял своё мнение). Чехов показывает, что смешное и грустное живут рядом. Льстицы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: "честь", "справедливость", "закон".

5. В рассказах Чехова, изученных вами в 6 классе, значимую роль играла художественная деталь. В рассказе «Хамелеон» также встречается этот выразительный приём. Приведите примеры его использования. Для чего автор акцентирует внимание на деталях?

Художественная деталь несёт в рассказе "Хамелеон" огромную смысловую нагрузку:
- название рассказа "Хамелеон"
- "говорящие" фамилии героев
- новая шинель - признак власти
- узелок в руке и конфискованный крыжовник
- щенок, глаза собаки
- окровавленный палец Хрюкина - символ победы
- отрывистая грубая речь
- внешний вид героев

6. Кого из персонажей рассказа можно назвать хамелеоном? Почему?

Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, так как он в зависимости от ситуации (кому принадлежит собака) ведет себя как хамелеон. Он постоянно меняет свое мнение.
Название "Хамелеон" метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но, сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.

7. Литературовед З.С. Папeрный в статье о Чехове отмечал: «Чехов... создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов всё более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона... Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом».

Найдите и отметьте в тексте этого высказывания положения, которые, по вашему мнению, верны для рассказа «Хамелеон». Обоснуйте свои соображения.

Мне кажется, что положения, которые верны для рассказа "Хамелеон" следующие:

"проступают основные внутренние тему: человек и чин"

и

"Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом"

Они верны, так как рассказ о чинопочитании. В зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящую ситуацию в рассказе.

 

Вопросы и задания 

1. Прочитайте рассказ писателя «Смерть чиновника».

2. Подготовьте анализ произведения.

Составьте план своей работы, старайтесь уделить внимание теме произведения, образам, художественно-выразительным средствам и их роли в каждом конкретном случае, основной мысли рассказа, то есть его художественной идее.

 

Анализ художественного произведения

После уроков 

1. Писатель и доктор, Чехов активно помогал людям, постоянно приглашал к себе гостей, его окружали друзья, где бы он ни находился. Подготовьте материалы для заочной литературно-краеведческой экскурсии по одному из мест, связанных с именем Чехова.

Дом-музей А. П. Чехова расположен в Ялте, где Антон Павлович провёл последние годы жизни. Переехав из Москвы в Крым по состоянию здоровья, в конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Строительство длилось всего 10 месяцев. 9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной. Именно здесь были написаны такие знаменитые произведения, как рассказ «Дама с собачкой», пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», а также повесть «В овраге» и рассказы «Архирей», «На святках» и «Невеста»,

2. Подготовьте вопросы к литературной викторине по прочитанным произведениям А.П. Чехова и проведите её. Ниже вам предложены примерные вопросы к викторине:

1. Определите, из каких произведений взяты следующие фрагменты:

«Денис перестаёт мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника:

— То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие!..»

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился...»

2. Какой рассказ так начинается:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель...»

«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы...»

«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки...»

3. Кто из героев Чехова:

а) просил неоднократно то надеть, то снять с него шинель?

б) никак не мог вспомнить фамилию?

в) для рыбной ловли отвинчивал гайки?

3. Вы познакомились со многими юмористическими произведениями. Самое время провести вечер юмора на тему «Над чем смеётесь?». Отберите произведения сатириков (кроме произведений А.П. Чехова, это могут быть рассказы М.М. Зощенко, А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи и др.), напишите сценарий мероприятия. Что-то на вечере просто будет прочитано, что-то инсценировано. Может быть, и в вашей среде есть начинающие сатирики? Дайте им слово. Для оформления своего вечера вы можете использовать работы русских художников: иллюстрации к произведениям, карикатуры, репродукции картин.

 

Степь (Фрагменты)

Страница 69

Вопросы и задания 

1. А.П. Чехов был непревзойдённым мастером детали. Этот дар в полной мере проявился в повести «Степь», имеющей подзаголовок «История одной поездки». Три прочитанных вами фрагмента посвящены описанию степи. Что объединяет эти отрывки и чем они различаются? Дайте название каждому фрагменту.

Объединяет эти три отрывка то, что в них Чехов показывает степь.

1 фрагмент - Рассвет в степи
2 фрагмент - Степные переполохи (степь днём)
3 фрагмент - Июльские вечера и ночи в степи

2. Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов. Выпишите ключевые слова и определите центральные поэтические образы, создающие неповторимый пейзаж. Назовите художественные средства, использованные в тексте.

Ключевые слова:

- бесконечная равнина, солнце выглянуло, мельница, Егорушка, рожь, бурьян, молочай, побуревшее от зноя, старички, чибисы, куропатки, степь, унылый июльский вид, тоска, коршун

- кудрявое облако, рванул ветер, перекати-поле, стрепет, коростель, грачи

- зайдет солнце, дневная тоска забыта, молодая трескотня, силуэты, внушают подозрение, всходит луна, небо, усыпанное звёздами, необъятное и безграничное, курганы, каменные бабы, степные легенды, сказки, торжество красоты, прекрасная, суровая родина, степь одинокая, не воспетая.

Центральные поэтические образы:

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Образы птиц - описание птиц, которое окрашено настроением мальчика.

 

3*. Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять... Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...»

У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

Описывая степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: