ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 6-58

Николай Семёнович Лесков

Страница 6

Вопросы и задания 

1. Какими предстают родители писателя в его «Автобиографической заметке»?

Отец Н.С. Лескова в "автобиографической заметке" предстаёт человеком умным и с твёрдым характером, принципиальным: "заметен умом и твёрдостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов". Увлеченный своей работой, он был прекрасным следователем. Но неудачи сломили "крутого человека".

Мать писатель упоминул в заметке только один раз. "Матушка была тоже религиозна, но чисто церковным образом - она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны и наблюдала, какие это имеет последствия в обстоятельствах жизни."

 

2. Н.С. Лесков особо раскрывает характер отца. Выпишите из «Заметки» ключевые слова об отце и подберите к ним синонимы.

Непреклонен-синоним решительный
Религиозный-синоним верующий
Образованный-синоним развитый
Следователь-синоним коронер
Умный-синоним мудрый

 

3. Какие взгляды Н.С. Лескова нашли отражение в этом фрагменте автобиографической заметки?

В этом фрагменте автобиографической заметки мы видим насколько автор любит русский народ, русскую деревню. "Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего "мелкопоместного курничка", из постоялого двора и с поповки."
"Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею. Я, слава Богу, так и знал его, то есть народ, - знал с детства и без всяких натуг и стараний..."

 

Живое слово 

1. В библиотеке найдите книги о жизни и творчестве Н.С. Лескова, подберите материалы и подготовьте сообщение. Вы можете дополнить свой рассказ компьютерной презентацией с репродукциями картин и фотографиями, свя-занными с жизнью писателя.

2. В 5 классе вы уже познакомились со сказом — одной из форм эпического повествования. Подберите материал и напишите словарную статью «Сказ».

Сказ - это тип повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой, а именно: речь может быть спонтанной, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики, использование диалектизмов, профессионализмов и жаргонизмов.

Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко.

 

 

Страница 43

Левша

 

Вопросы и задания 

1. Сказ «Левша» состоит из глав. Дайте названия каждой из них, используя при этом слова и сочетания слов из текста.

1. Разные хитрости англичан.

2. Маху дали.

3. Блоха из стали.

4. Русские пересмотры в Туле.

5. Тульские оружейники.

6. Надежда нации.

7. Дело в страшном секрете.

8. Ни одна минута не пропала.

9. Левша со шкатулкой.

10. Платов сердится.

11. Государь ни о чем не забывал.

12. Самый сильный микроскоп.

13. Блоху подковали.

14. Назад в Англию.

15. Наш фасон в Туле простой.

16. Выпьем!

17. Пари.

18. В больницу не принимают.

19. У англичан ружья кирпичом не чистят!

20. Предания старины.

2. Какими предстают в изображении Н.С. Лескова государь, Платов, англичане?

В произведении Н.С. Лескова "Левша" все внимание обращено на наших тульских умельцев. О англичанах не так уж много и сказано. И все же они предстают людьми многое умеющими, любознательными. Узнав Левшу, увидев, как много он умеет без каких-либо знаний, просто "на глазок", предлагают ему остаться у них, учиться, жить и работать. При всем патриотизме Левши, он видит и понимает, что англичане очень многое умеют и у них есть чему учиться.

 

3. Составьте план характеристики левши. К каждому пункту вашего плана подберите примеры из сказа.

1.Внешность тульского мастерового Левши.

 «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

2.Левша выносит  послам работу мастеров.

«у левши, в зеленом чехле царская шкатулка с аглицкой стальной блохой».

3.Платов наказывает  Левшу за то,  что мастера не выполнили свою работу.

«словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».

4.Левша держит ответ перед царем.

«Надо, — говорит, — всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»

5.Царь благодарит мастера. « государь…взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал…»

6. Левша показывает царю свою работу. «я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может.»

7. Левшу привезли в Англию.

«Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе — за руки. «Камрад, — говорят, — камрад — хороший мастер, — разговаривать с тобой со временем,»

8. Левша обращает внимание на содержание англичанами старых ружей.  «Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят».

9. Левша плывет домой в Россию. «левша все вниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит.»

10.Заболевшему Левше не оказали даже медицинскую помощь  «он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова "не отвечает, а только стонет.»

11. Перед смертью мастера волновало то, что не успел передать государю важную новость, которую узнал в Англии. «доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.»

 

4. Какие сцены из произведения вы считаете центральными? Почему?

Главных сцен несколько в произведении, первая-это когда три мастера подковали блоху и на поковках имя мастера написали, и этим удивили императора и "утёрли "нос англичанам. Талантами полна земля русская, но ценить нужно всех и каждого, а не разбрасываться ими. Сцена показывает мастерство туляков и то, что их искусство, наконец заметили и оценили.

Вторая сцена-Левша в Англии. Англичане, их Лесков изобразил образованными, умными людьми. Они пытались заполучить левшу любыми способами, разглядев в нём талант. Англичане умеют ценить мастеров, они знают превосходство русских, пытаются скрывать это. Они стремятся к науке, образованию, соблюдая вековые порядки и традиции. Узнав секрет англичан, Левша спешит домой. Левшу поразило в каком виде содержалось старое оружие, как за ним ухаживали и как хранили.

Третья сцена — это возвращение левши на Родину. Судьба Левши очень печальна, по приезде на Родину он серьёзно заболевает и попадает в госпиталь для нищих. Никто не ищет его, он просит передать секрет англичан царю, но об этом забывают. Левша находится в больнице на полу, его английский друг, шкипер, находит ему врача, но поздно, Левша умирает. Мастера никто не ценил, его не слушали, хотя он говорил правильные вещи и предостерегал от ошибок, которые спасли бы много жизней простых солдат.

 

5. В каких словах заключена основная идея «Левши»?

Основная идея "Левши" заключена в словах: "Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. "

Левша – символ талантливости русского народа. Основная идея Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть великие и творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако такие люди оказываются незащищенными в собственной стране. Автор хотел отметить такую особенность, согласно которой в России проживало множество талантливых людей, которые не всегда были оценены по достоинству.

6. Как в произведении Лескова сочетается комическое и трагическое?

Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Автор собрал воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости. Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

7. Какие сказовые элементы используются автором?

В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

В сказе "Левша" присутствует рассказчик. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Герои выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу.

8*. Из любой главы сказа выпишите все случаи искажения слов в речи рассказчика. Рядом напишите правильное слово. Устно объясните, как образован каждый неологизм. Например: клеветон — фельетон (от двух слов: «клевета» и «фельетон»).

Неологизмы принадлежат автору сказа-Лескову, что делает язык повествования смешным и очень своеобразным. Лесков искажает слова и вкладывает их в речь императора, Платова, Левши, англичан, полшкипера.

Междоусобные разговоры-разговоры между собой.

Грабоватый -горбатый.

Кислярка-водка из Кизляра.

Двухсестная-двухместная карета.

Бюстры-бюст и люстра.

Валдахин-балдахин".

Аболон полведерский-Аполлон Бельведерский.

Буреметр -барометр" и буря.

Мерблюзьи -верблюжьи

Мантон - пальто, манто.

Непромокабль-непромокаемая одежда.

Ажидация -ждать и ажиотаж.

Безрассудок-предрассудки и безрассудство.

Пистоля -оружие, пистолет.

Канделабрия-остров Калабрия и канделябр.

Нимфозория-нимфа и инфузория.

Керамида -пирамида.

Дансе-танцевать.

Мелкоскоп -микроскоп.

Верояция -вариация.

Укушетка-кушетка.

Форейтор -кучер.

Пубель-пудель.

Тугамент-документ.

Казамат-каземат,тюрьма.

Опорочки- башмаки.

Обформировали -одели и оформили документы.

Студинг -пудинг и студень.

Публицейские-публичная полиция.

Пользительнее-полезнее.

 

9. Послушайте выразительное чтение фрагмента «Левши». Выберите законченный фрагмент произведения и прочитайте его по ролям.

10. Как вы думаете, каково отношение художника Н.В. Кузьмина к изображаемым персонажам? Свой ответ аргументируйте.

Кузьмин изобразил, как мне кажется, высшее общество, государя и Платова комично. Рисунки заставляют читателя улыбнуться. Зачастую иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц. Левшу и других оружейников художник представил наоборот реалистично. В его работах прослеживается симпатия к простым русским людям и неприязнь к высшему обществу.

 

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

Н.С. ЛЕСКОВА

Страница 47

Живое слово 

Используя материалы книги Л. Аннинского «Лесковское ожерелье», подготовьте сообщения: «“Левша” в изобразительном искусстве»; «Сказ Н.С. Лескова на театральной сцене».

 

ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОССИИ

Николай Михайлович Языков. Песня

Иван Саввич Никитин. Русь

Аполлон Николаевич Майков. Нива

Алексей Константинович Толстой. «Край ты мой, родимый край!..»

Страница 52

Вопросы и задания 

1. В чём своеобразие трактовки темы России в каждом из приведённых стихотворений?

2. Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему? Выучите его наизусть. Послушайте выразительное чтение стихотворений.

3*. Прочитайте другие стихотворения русских поэтов XIX века, посвящённые России.