Федор Иванович Тютчев
Страница 379
Вопросы и задания
1. Определите микротемы каждого четверостишия.
Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку.
2. Найдите антитезу в стихотворении. Объясните, какую мысль подчёркивает поэт с помощью этого художественного приёма.
Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечатлеть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон.
Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».
Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклон — два мощных, два живых крыла; пот — пыль. Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крылья — поляна, земля; я — коршун. По сходству соотнесены образы поляна — земля; по смежности — пыль — земля. Образы могут соотноситься по умозаключению: я — царь земли.
3. Сформулируйте идею стихотворения. Как вы думаете, какие черты, отмеченные писателями в творчестве Тютчева, нашли отражение и в этом стихотворении?
Главная идея "Бедных селений" - это порицание политики царя изнутри и крепостной зависимости, просуществовавшей долгий срок. Тютчев рассказывает нам о неволи человека и как бы дает понять его недееспособность противостояния монархии. Не забывая указать и о нищете и издевательстве над народом и об общем бессилии государства. Хотя не смотря на все это, герой все равно гордится своим родным краем.
Страница 380
Фонтан
1. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Расскажите о своём впечатлении.
2. Вчитайтесь во вторую строфу стихотворения, определите, о чём она.
Ф.Тютчев был образованнейшим человеком своего времени, он не только был поэтом, но и дипломатом. Поэтому многие его стихотворения можно отнести к философской лирике. Во второй строфе стихотворения "Фонтан" как раз и звучат раздумья поэта над человеческой жизнью, которую он здесь сравнивает со струей фонтана, которая похожа на "водомёт неистощимый", но все-таки падает вниз. И многие люди точно также рвутся вверх по карьерной лестнице (об этом поэт говорит "как жадно к небу рвешься ты"), достигают высот, с которых многие и устремляются вниз. По мнению Тютчева, всё в мире людей можно сопоставить с миром природы, живой и неживой.
3. Как вам кажется, что за «длань незримо-роковая» мешает человеческой мысли подняться к небу?
4. Отметьте, какие художественные средства использует поэт.
Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная).
5. Можно ли отнести прочитанные вами стихотворения Тютчева к пейзажной лирике? Сравните их. Какую роль играют образы природы в произведениях поэта?
6*. Сделайте вывод о том, почему Тютчева называют поэтом-философом, а его лирику — философской.
Афанасий Афанасьевич Фет
Страница 383
1. Как вы поняли слова критика: «Лирик из рук в руки передаёт читателю своё сердце»? Дайте развёрнутый ответ.
Как известно лирика- это жанр, для которого нужна передача чувств, эмоций. Автор, который пишет своё произведение вкладывает в него и собственные переживания, поэтому можно сказать, что автор лирического произведения дарит читателю частичку своего сердца.
2. Составьте тезисный или цитатный план статьи. Подготовьте рассказ об А.А. Фете по плану.
Примерный план:
Семья и детские годы поэта.
Годы учёбы в Московском университете (1838-1844).
Первый сборник стихов (1840).
Поступление на военную службу (1845).
Трагическая любовь Фета.
Высока оценка критиками творчества поэта.
Приглашение к сотрудничеству в "Современник".
Разочарование литературной деятельностью (1860).
Покупка усадьбы в Курской губернии (1877) и возвращение к активному литературному творчеству.
Признание поэта человеком дворянского сословия
Последние годы жизни поэта….
Страница 386
1. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...». Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?
Стихотворение А. Фета посвящено весне. Текст выражает теплые, нежные чувства. После долгого сна просыпается природа, люди расцветают вместе с ней. Появляется некая радость, улыбка, поднимается настроение. Фет описывает в произведении природу, её изменение, пробуждение.
Возникает чувство лёгкости, трепета. Появляется желание совершать новые дела, жить, дышать полной грудью. Фет сам отмечает в стихотворении, что от эмоций хочется петь песни.
2. Каким чувством проникнуто стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»? Какие художественные средства использует поэт?
Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:
Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.
Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.
Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.
Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.
Их разнообразие также оживляет стихотворение, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и сподвигает на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни
3*. Произведите синтаксический разбор первой строфы стихотворения «Вечер». Почему усиливается художественная выразительность за счёт применения именно данной синтаксической конструкции?
4. Прочитайте стихотворение «Вечер» ещё раз. С помощью каких образных средств переданы краски и звуки природы?
Ясной рекою, померкшем лугу, рощей немою, золотыми каймами.
Убегает река, вздохи дня есть в дыханье ночном.
Разлетелись как дым, облака.
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнём.
Эпитеты: ясная река, померкший луг, злотые каймы, дыханье ночное, голубой и зелёный огонь
Олицетворения: убегает река, теплится зарница
Сравнения: разлетелись, как дым, облака; зарница теплится голубым и зеленым огнем
Метафоры: роща немая, убегает река.
5*. Продолжите данное рассуждение о стихотворении «Вечер»:
«Мир неназванных звуков летнего дня исчезает, но я слышу в этих звуках голоса людей, пенье птиц, вздохи падающей травы на летнем покосе. Однако всё “прозвучало, прозвенело, прокатилось”, исчезло — и осталась удивительная звенящая тишина...»
В стихотворении «Вечер» А.А. Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение, поэтому его называют “певцом мгновенья”. Обыденность окружающего мира в стихах поэта приобретает свою уникальность и неповторимость. В «Вечере» обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря эпитетам и сравнениям (“ясной”, “померкшем”, “немою”, “как дым”). Эти мгновенные, как фотографии, детально зафиксированные картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе, умение понимать её, одушевлять, не случайно Фет использует олицетворение “Вздохи дня есть в дыханье ночном”.
Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию. Красота природы — это идеал Фета, его муза, вдохновляющая его в поэзии и помогающая пережить все жизненные невзгоды.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений. Как вы полагаете, в чём вы будете испытывать наибольшее затруднение? Каким образом попытаетесь его преодолеть? Выучите одно стихотворение наизусть.
7*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Фета.