ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 6-78

Страница 6

Проверьте себя

1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью?

 "Хирургия", "Симулянты", "Аптекарша", "Палата #6", "Горе" и другие рассказы Чехова относятся к медицинской (врачебной) теме.

Чехов сам говорил, что заниматься и медициной, и литературой, ему не трудно, таким образом он "убивает двух зайцев сразу", и одно другому не мешает. Он говорил, что медицина — это его законная жена, а литература — любовница, и если ему наскучит одна, он идёт "ночевать" к другой, и наоборот. Даже будучи уже тяжело больным, Чехов не переставал заниматься ни тем, ни другим делом, и это доставляло ему особое наслаждение.

2. Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

Как мне кажется, Антон Павлович Чехов предстает перед нами очень образованным, культурным, честным человеком, который передает в своих произведениях только правду жизни. Писатели называли его художником слова, и это было по истине так, потому что никто больше не умел передавать так правдиво все то, что нас окружает.

Чехов стал признанным писателем во всем мире, он даже особым образом повлиял на литературу Китая, где произведения Чехова считали настоящей поэзией.

Страница 9

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕА. П. Чехов. «Хамелеон»

1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?

2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?

3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая...» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?

4. Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?

Рассказ Чехова забавный и в нем много веселых моментов, но есть и такие эпизоды, которые вызывают недоумение. Смешон полицейский надзиратель Очумелов: то он важный и степенный, то суетливый и испуганный. Сначала он гордо шествует по площади, а потом несколько раз надевает и снимает шинель, что свидетельствует о его волнении при изменении суждений о принадлежности собаки.

Хрюкин тоже изменяется в зависимости от настроения Очумелова - он смешон и жалок. Да и фамилии у этих героев забавные: Очумелов часто теряет способность трезво мыслить, а Хрюкин ведет себя по-свински. Вызывает негодование его отношение к собаке - этот тип ради развлечения тыкал ей папироской в морду.

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

В начале повествования Очумелов в новой шинели торжественно следует через площадь, а в руках у него узелок. Следом идет городовой с крыжовником, видимо отобранным в качестве взятки. Чехов показывает, что полицейский не гнушается заниматься мелким стяжательством, поэтому этот герой сразу становится неприятен.

Очумелов косноязычен, он с трудом произносит фразы, в основном короткие и отрывистые.

Позже речь Очумелова становится уверенной и он уже рассуждает о собаке и о том, кто может её держать. В его фразах проскальзывают слова, характерные для чиновников того времени.

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?

Очумелов во время разбирательства несколько раз меняет свое отношение к Хрюкину и к собаке. Он - типичный хамелеон, меняющий свое суждение в зависимости от возникших обстоятельств. При этом и его отношение к Хрюкину меняется: то он обвиняемый, то - потерпевшая сторона. В итоге, узнав, что собака имеет отношение к генералу, Очумелов проявляет особую о ней заботу и отправляет её к генеральскому брату.

Кстати, толпа тоже проявляет хамелеонство, в зависимости от ситуации она то поддерживает Очумелова, то отстраняется от него.

4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Хамелеоны-это люди, меняющие своё мнение, убеждения в угоду обстоятельствам. Чехов назвал так свой рассказ, чтобы показать, как люди меняются в угоду обстоятельствам.
Городовой Очумелов, ювелир Хрюкин и толпа, которая то смеётся, то требует суда над собакой их смело можно назвать хамелеонами.

Автор использовал "говорящие фамилии", художественная деталь, которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей, так как Чехов не даёт описание внешности героев.

-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем, очень горд этим. Очуметь-выжить из ума, одуреть  и "не в себе" человек. Так и есть, надзиратель не блещет умом, глуп и одурел от забот.

-Хрюкин-золотых дел мастер, неряшливый и грязный, как свинья и веры ему нет, "сам виноват, нечего пальцы выставлять".

-Елдырин-городовой, рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.

-Жигалов-генерал, жиган-плут и озорник, даже породистый пёс, без присмотра, шатается в поисках еды.

Шинель, как художественная деталь, которая характеризует состояние главного героя, показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.

Очумелов в шинели ,а на улице жарко, но он показывает своё новое положение. Его рыжий помощник, как клоун, тащится с отобранным, "для себя любимого", решетом крыжовника. Представление, как в цирке, вместо арены-площадь. Надзиратель выставляет себя глупцом и толпа смеётся, представление удалось. Виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин, а городовой становится посмешищем толпы, лишь при упоминании имени генерала.

Горестными  в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод, грустно, как толпа меняет своё мнение- хамелеоны. Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти. Бессвязная речь полицейского удручает: "Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! "

5. Как с помощью речи героев определяется их характер? Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеётся автор и что его огорчает.

Автор смеется над человеком, над тем как он меняется, в зависимости от ситуации. Он высмеевает главные проблемы нашего времени-проблемы лицемерия, высокомерия, горделивости и других пороков. Автора огорчает, что в нашем обществе существуют такие проблемы, он старается показать это самим людям и не только сам пробует решить их, но и учит нас бороться с недостатками и преодолевать серьёзные нравственные проблемы.

Страница 15

Размышляем о прочитанном

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

Писатель - человек, которого интересуют прежде всего психологические мотивы поступков, а вот юриста только результат, он действует по букве закона. Наверное поэтому Чехов называет товарища прокурора "граммофоном", ведь граммофон играет пластинку, то что уже записано и невозможно изменить. Горький вообще иронизирует над юристом, для чего использует в его описании уменьшения.

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? Подготовьте развёрнутое устное рассуждение на эту тему.

Общество должно стать более грамотным, люди должны сознавать последствия своих поступков, быть более ответственными.

3. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас весёлый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «весёлые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

Рассказы Чехова вскрывают недостатки общества и прежде всего невежество и чинопочитание, которые никуда не исчезли и из современного общества. Нам смешно читать эти рассказы потому, что видим в реальной жизни точно таких же персонажей и сравниваем их с героями.

4. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включённых в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвящённый сатире и юмору.

Смех играет в художественных произведениях роль обличителя пороков, но не только. Он может быть злым и веселым, дарит радость и вызывать сожаление. Смех - это действенный прием, который используют авторы, чтобы обратить внимание читателя на какую-либо проблему.

Фонохрестоматия

А. П. Чехов. «Злоумышленник»

1. С каким чувством актёр читает описание внешности Дениса Григорьева? Как вы считаете, совпадает ли отношение актёра к герою рассказа с авторским?

Актер читал описание внешности с некоторым удивлением и нотками пренебрежения. Я считаю, что отношение актера и автора к герою совпадает.

2. Почему на первый вопрос следователя так естественно прозвучало недоумённое «чаво?» крестьянина? Каким образом актёру удалось подчеркнуть то обстоятельство, что герои рассказа говорят на разных языках, но понимают друг друга?

Это слово было произнесено актером полушепотом, еле слышно. Актер интонационно выразил понимание героев. 

3. Следователь уверен в том, что мужик прикидывается дураком. Согласен ли со следователем автор? Какими средствами художественного чтения актёр усиливает позицию автора?

Автор со следователем солидарен. Актер читает реплики следователя настойчиво, громко, выразительно и убедительно. 

4. Каково отношение автора к следователю? Помогло ли вам чтение актёра понять, как автор относится к героям рассказа?

Автор относится к следователю, как к человеку, который выполняет свою работу, в нем нет человечности. Чтение актера помогло это понять. Следователь показан дотошным, хитрым, рассудительным, хорошо знающим свое дело, но абсолютно не вникающим в чужую судьбу и личность. 

Страница 17

Проверьте себя

1. Вспомните, в каких стихотворных и прозаических произведениях вы встречали описания природы и какую роль они выполняли.

Описания природы встречаются в стихотворениях пейзажной лирике, а так же часто используются в любовной и философской лирике. Пейзажная лирика направлена на то, чтобы передать красоту природы (например, стихотворение С.А. Есенина "Белая берёза"), любовная лирика передаёт эмоциональное состояние героя, а философская показывает единство человека и природы, или напротив, их противостояние (например, стихотворение М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива...", стихотворение Ф.И. Тютчева "День и ночь"). В прозе хрестоматийным является описание утра и ночи в произведении И.с. Тургенева "Бежин луг". Утренний пейзаж символизирует единство человека и природы, а ночь — враждебность природы к человеку.

2. Прочитайте помещённые в разделе стихотворения. Подумайте, какие настроения авторы сообщают нам.

Стихотворения в разделе показывают читателю, как красива наша Родина, что она - наша душа.

3. Выучите наизусть стихотворения, которые наиболее близки вашим настроениям

Страница 21

Проверьте себя

1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы, создавая эмоциональный настрой произведения?

Для описания солнечного, ясного дня используются яркие, насыщенные цвета. Для непогоды используются темные, пасмурные оттенки. Если идет описание зимы, то это белый цвет и нежно-голубой. 

2. Прочитайте и другие стихотворения, в которых воспевается красота родного края. Подготовьте их к конкурсному чтению, предварив небольшим рассказом об авторе.

К конкурсному чтению я подготовил стихотворение Сергея Есенина “Гой ты, Русь моя родная”. Автор известен как мастер природной лирики. Им восхищались Блок и Горький. Есенин был частым гостем поэтических вечеров.

Страница 24

Проверьте себя

1. Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нём его знакомых и друзей?

Горький родился в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от чего дочери Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика.

После того, как он 9 лет был отдан в магазин обуви, он сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. Так он жил до пятнадцати лет. Когда он находился на пароходе, повар Смурый привил ему интерес к чтению книг.
Для того, чтобы оплачивать обучение, он вынужден был пилить дрова, таскать грузы, работать в крендельном заведении.

В 1913 году он пишет первую часть автобиографии – «Детство». В 1916 им была создана вторая часть – «В людях». Заканчивается описание его жизни книгой «Мои университеты» в 1922 году.

Также интересно, что псевдоним (Максим Горький) он придумал сам. Он считал книгу чудом, говорил, что «…открыв книгу, я освобождаю … душу, и она таинственно говорит со мною».

2. Подготовьте устное сообщение-рассказ о писателе, включив в него воспоминания и письма.

· Горький родился в 1868 г., рано лишился родителей. Был отдан в магазин обуви в 9 лет, откуда сбежал и работал то на судах, то помощником садовника, то в иконописной мастерской.
· После 15 лет будущий писатель намеревался начать учиться, однако, чтобы оплачивать обучение, был вынужден работать на различных работах.
· Один из друзей Горького, Павел Максимов, говорит о нем следующее: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры…»
· А. Калюжный отмечал, что: «Рассказчик Алексей Максимович был замечательный».
· В своей книге «В людях» М. Горький отмечает, что «Книги... показывали мне иную жизнь – жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям…».
· Горький был очень начитанным человеком. Своему другу, Павлу Максимову, он советовал ознакомиться с творчеством Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
· Кроме того, Горький говорил, что он работает очень много: «Завален работой, часто просиживаю за столом по четырнадцать часов в сутки».
· Важными событиями в жизни писателя считаются переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. После возвращения в Россию он проживал в Петербурге, занимался общественной деятельностью и работал в издательствах. Спустя некоторое время он был вынужден покинуть СССР для лечения своего заболевания. В октябре 1932 года писатель окончательно возвращается на родину.
· Умер он спустя несколько лет после возвращения в СССР – в 1936 году.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: