ГДЗ по литературе 7 класс учебник Гулин, Романова Страница 127-173

Страница 127

1. Вспомните, какие черты народного характера раскрываются в сказе Н.С. Лескова «Левша», изученном вами в 6 классе.

2. Самостоятельно прочитайте рассказ «Человек на часах».

3. Почему рядовой Постников не был награждён за спасение погибавшего человека, а подвергся наказанию?

4. Почему Постников не обижен на своё начальство за жестокое наказание?

5. Как история, описанная Лесковым, характеризует эпоху царствования Николая I?

6. О чём заставляет нас задуматься писатель? Какие проблемы ставит в рассказе?

7. Как вы понимаете слова владыки: «Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком1»?

8. Что, на ваш взгляд, объединяет рядового Постникова с праведниками, изображёнными в литературе Древней Руси?

9*. Познакомьтесь с рассказами Н.С. Лескова «Однодум», «Фигура». Что объединяет их персонажей? Какие черты открывает в русском человеке Лесков? Как это помогает решить ту нравственную задачу, которую писатель поставил перед собой в цикле «Праведники» (вспомните фрагмент предисловия)?

Страница 129

1. Прочитайте рассказ А. Платонова «Юшка».

2. Найдите портрет главного героя. Какое впечатление он производит?

3. Как относятся к Юшке окружающие? Почему?

4. Какую тайну Юшки писатель раскрывает в конце рассказа? Что мы узнаём о герое?

5. Как вы думаете, почему Платонов не сочинил счастливый финал рассказа?

6. Как бы вы оценили это произведение? Мрачным или светлым оно вам показалось?

Страница 132

1. Прочитайте «Повесть о настоящем человеке». Какие чувства у вас возникали в процессе чтения? Как бы вы определили главный итог, основное впечатление, оставшееся в вашей душе после знакомства с историей Алексея Мересьева?

2. Составьте план произведения, используя авторское деление на главы. Предложите названия глав. (В отличие от пунктов плана, заглавия частей могут быть неточными, неожиданными, образными, эмоциональными.)

3. Подготовьте сжатый рассказ о судьбе главного героя повести. Выпишите к каждой части вашего рассказа конкретные даты, географические названия, исторические факты, указывающие на документальную основу повествования.

4. Кто ещё из героев «Повести…» вам запомнился, произвёл на вас сильное впечатление? Почему? Расскажите об этом герое, дайте ему развёрнутую характеристику, используя цитаты, обращения к тексту.

5. Как вы понимаете название произведения? На кого из действующих лиц, по вашему мнению, оно указывает?

6. Как вы думаете, почему в повести так много места отводится письмам Ольги, любимой девушки Алексея? Не являются ли «романтические эпизоды» лишними в истории о военном подвиге?

7. Подготовьте сообщение о роли женских образов в «Повести о настоящем человеке».

8. Почему песня «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…» стала лейтмотивом повести?

9*. Какие литературные произведения упоминаются в «Повести…»? Объясните, с какой целью автор говорит о них.

10*. Посмотрите фильм, снятый по книге Бориса Полевого (режиссёр А. Столпер, 1948). Напишите рецензию на него.

Страница 137

1. Подробнее познакомьтесь с биографией Алексея Маресьева — прототипа героя «Повести о настоящем человеке». Какие факты, события писатель «домыслил», изменил?

2. Как вы думаете, можно ли считать повесть «беллетризованной биографией» реального человека или это самостоятельное художественное произведение? Аргументируйте свой ответ.

3. Что сближает «Повесть о настоящем человеке» с произведениями древнерусской литературы?

4*. Напишите сочинение — сопоставление «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого и рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова.

Страница 170

1. Почему Игнатьичу приглянулась небогатая изба Матрёны?

2. Что в характере Матрёны, её жизни и поведении осуждают окружающие люди? Справедливы ли их оценки?

3. Какие черты жизни русской послевоенной деревни в рассказе вызывают горечь, негодование? Слышны ли эти чувства в голосе рассказчика?

4. Как Матрёна относится к своим невзгодам и житейским тяготам? В чём она находит опору?

5. Что узнал Игнатьич о прошлом Матрёны? Какие события истории России поособому осветились для рассказчика благодаря судьбе Матрёны и её близких?

6. Почему автор называет Фаддея «ненасытный старик»? Можно ли сказать, что он полная противоположность Матрёне по характеру и жизненным принципам?

7. Сознают ли родственники Матрёны и её соседи, что пользуются её добротой, не отдавая ничего взамен? Что мешает им проявлять щедрость, бескорыстие?

8. Как изображается гибель Матрёны? Как автор передал трагизм и нелепость этой смерти?

9. Как ведут себя односельчане и родственники Матрёны на её похоронах? Какие мотивы подмечает рассказчик в их поведении? Кого из этих людей он осуждает?

10. Почему автор называет Матрёну праведницей? Согласны ли вы с таким опредением? В чём схоже и в чём различается представление о праведничестве у Лескова и Солженицына?

11*. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какой вариант названия, по вашему мнению, точнее определяет идею произведения?

12*. Выберите в тексте примеры народной речи, внимательного отношения автора к народному языку. Объясните, какую роль речь играет в создании образов Матрёны, Фаддея, других персонажей рассказа.

13. Вспомните, в каком рассказе, изученном вами в 6 классе, ярко передаются особенности народной речи. Можно ли отнести его к произведениям о праведниках? Почему?

14*. Раскройте автобиографические мотивы рассказа.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: