1. Вспомните из курса б класса, кого относят к живым организмам, получившим названия «прокариоты* и оэукариоты*. Приведите один-два примера прокариот, живущих на современной планете.
Прокариоты и эукариоты - это две основные группы живых организмов. Примеры прокариотов, живущих на современной планете, включают бактерии и археи.
2. Завершите схему, определив в ней место животных.
1. Выступите в роли учёного и назовите особенности эвглены зелёной, характеризующие ее: а) как растение; 6) как животное.
Эвглена зеленая, как растение, имеет хлоропласты для фотосинтеза, а как животное, способна передвигаться с помощью жгутиков, а также поглощать пищу всасыванием.
Организмы, обладающие признаками как растений, так и животных, имеют большое значение для науки и экологии, поскольку они позволяют изучать различные аспекты жизни организмов и их взаимодействие с окружающей средой.
2. Выскажите мнение о значении организмов, обладающих признакми как растений, гак и животных.
1. Назовите отмеченные на рисунке 125 знаком вопроса отделы в геле гидры и в теле планарии, участвующие в захвате и переваривании пищи (в случае затруднений вернитесь к §10—12).
2. О чём свидетельствуют особенности строения этих отделов у гидры и планарии?
1. Назовите отмеченные на рисунке 126 знаком вопроса отделы пищеварительной системы плоского червя (планарии) и круглого червя (аскариды).
2. Сделайте вывод о различиях в пищеварительной системе круглых и плоских червей.
Круглые черви имеют полую трубчатую кишку, которая проходит от рта к анальному отверстию, а плоские черви имеют расширенную срединную часть тела, называемую мезентерием, через которую питательные вещества переносятся по всему телу.
Рассмотрите общую схему эволюции животных, представленную на рисунке 128. Обратите внимание, что группы животных на этой схеме связаны между собой последовательными линиями, что указывает на преемственную связь одних групп животных с другими, сложившуюся в процессе исторического развития животного мира.
Проверьте себя, выполнив задания, требующие от вас пояснений к основным положениям темы, приведённым ниже.
1. Вставьте пропущенное слово. К хордовым относят многоклеточных двусгоронне-симметричных животных, имеющих ... (внутренний или наружный?) скелет.
К хордовым относят многоклеточных двусторонне-симметричных животных, имеющих внутренний скелет.
2. Вставьте пропущенные слова. У хордовых животных, в отличие от всех беспозвоночных животных, нервная система организована не в виде узловой цепочки, а представлена ... , расположенной со спинной стороны тела. В ней выделяют головной и ... мозг — центральную нервную систему.
У хордовых животных, в отличие от всех беспозвоночных животных, нервная система организована не в виде узловой цепочки, а представлена ганглиональной цепью, расположенной со спинной стороны тела. В ней выделяют головной и спинной мозг - центральную нервную систему.
3. Вставьте пропущенное слово. Важной областью головного мозга является ... больших полушарий.
Важной областью головного мозга является кора больших полушарий.
4. Вставьте пропущенное слово. Среди хордовых есть ... и теплокровные животные. Теплокровность животных связана с особенностями строения сердца. Зарисуйте в тетради схемы строения сердца холоднокровного и теплокровного животных и сделайте вывод.
Среди хордовых есть холоднокровные и теплокровные животные. Теплокровность животных связана с особенностями строения сердца. У теплокровных животных сердце имеет четыре камеры, а у холоднокровных - две.
5. Допишите предложение. Теплокровность даёт следующие преимущества животному: ... .
Теплокровность даёт следующие преимущества животному: возможность поддерживать оптимальную температуру тела независимо от внешних условий, ускоренный метаболизм и более высокую скорость передвижения.
Назовите птиц, зимующих в вашей местности, и поясните, холод или голод страшен этим птицам зимой. Сделайте практический вывод.
6. Хордовые освоили самые разные среды обитания, приспособившись к различным условиям. Сравните покровы тела представителей двух разных классов хордовых (по вашему выбору), объясните причины их различий.
В качестве двух классов хордовых, которые можно сравнить, выберем рыб и млекопитающих. У рыб покров тела представлен чешуей, которая защищает их от травм и хищников, а также помогает регулировать температуру тела. У млекопитающих же кожа покрыта волосами, которые тоже могут выполнять защитную функцию, но в первую очередь служат для регуляции температуры тела и защиты от ультрафиолетовых лучей. Различия в покровах тела обусловлены различиями в условиях обитания: рыбы живут в воде, где они должны быть подвижными и хорошо сбалансированными, чтобы плавать, а млекопитающие, наоборот, живут на суше и им необходимо защищаться от сухости и ультрафиолетовых лучей.
7. Допишите предложения. Среда обитания животного влияет на особенности его внешнего вида и внутреннего строения. Предположите возможную среду обитания животного, имеющего названный признак:
♦ органы дыхания — жабры: ... ;
• органы дыхания — лёгкие: ... ;
♦ есть орган боковой пинии: ... ;
* яйцо окружают плотные оболочки:... .
Среда обитания животного влияет на особенности его внешнего вида и внутреннего строения. Предположим возможную среду обитания животного, имеющего названный признак: • органы дыхания — жабры: животное обитает в воде, например, рыбы, лягушки или раки; • органы дыхания — лёгкие: животное обитает на суше, например, сухопутные животные, такие как мыши, слоны или люди; • есть орган боковой пинии: животное обитает в воде, например, рыбы или моллюски; • яйцо окружают плотные оболочки: животное откладывает яйца на суше, например, птицы или рептилии.
8. Пища — источник энергии, необходимой для жизни животного. Среди хордовых встречаются плотоядные, всеядные, растительноядные. Предложите схему пищевой цепи с участием растительноядных и хищных хордовых, обитающих в водной среде. Можно ли. на ваш взгляд, утверждать, что растения кормят всех животных, даже хищников?
Представим пищевую цепь в водной среде с участием растительноядных и хищных хордовых: водоросли -> растительноядная рыба -> маленькая хищная рыба -> большая хищная рыба Растения не кормят всех животных, даже хищников, потому что некоторые животные, например, многие насекомые, могут питаться только другими насекомыми или другими животными, а не растениями.
9. Приспособление хордовых животных к жизни в разных средах обитания происходило в процессе длительного исторического развития. Предложите вывод, который, на ваш взгляд, следует из приведённых ниже фактов:
♦ головастики, как и рыбы, дышат жабрами;
* морские черепахи откладывают яйца на суше;
• первозвери по своим биологическим особенностям занимают промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими.
Из перечисленных фактов можно сделать вывод о том, что хордовые животные приспосабливаются к различным условиям среды обитания путем эволюционных изменений, таких как изменения органов дыхания и способа размножения, которые происходят на протяжении длительного времени.
10. Вставьте пропущенные слова. Изменяемость животного мира доказана многочисленными данными, представленными следующими науками: палеонтологией — наукой о ... , эмбриологией — наукой о ... , сравнительной анатомией — наукой о ... .
Изменяемость животного мира доказана многочисленными данными, представленными следующими науками: палеонтологией — наукой о вымерших организмах, их останках и их ископаемой истории; эмбриологией — наукой о развитии животных от зародыша до формы взрослого организма; сравнительной анатомией — наукой о сравнении анатомических особенностей разных видов животных, которая помогает понимать их эволюционные связи и адаптации.