ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 Страница 37-100

Владимир Галактионович Короленко

Страница 37

Вопросы и задания 

1. Какую «родину» обрёл писатель? Как вы понимаете его высказывание об этом?

Короленко обрёл такую родину, как литература. О родине писатель выражался образно и не имел ввиду родину в виде конкретной страны, города или села.

Писатель родился в Житомире, жил также в Полтаве, потом переехал с семьей в Ровно, где он продолжил учиться в гимназии. Именно тут его стала увлекать литература: проза Тургенева, невероятная поэзия Некрасова, многочисленные статьи Добролюбова и другие. Он понял, что вот это и есть его настоящая родина.

2. K чему призывал В.Г. Короленко?

Короленко призывал жить помогая другим. Ведь - главное - это понимание полноты жизни как служения другим, как "напоминание счастливым о несчастных".

3. Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

Тяготы, преследования, потеря близких, борьба за существование - очень многое в действительности может сделать человека несчастным. Но человек всегда стремится к свету, к полноте бытия, к счастью, преодолевая преграды на пути. Естественное право человека на счастье неминуемо должно его привести к потребности изменить жизнь, сделать её лучше.

 

В дурном обществе (В сокращении)

Страница 82

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

В.Г. КОРОЛЕНКО

1. Подберите синонимы к выделенным словам: в дурном обществе, над сонными… прудами, шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка, непременно, от сконфуженного товарища, горькая правда, солгать.

в дурном обществе - в плохом обществе;
над сонными... прудами - над тихими прудами;
шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка - пролезть;
непременно - обязательно;
сконфуженного товарища - смущенного товарища;
горькая правда - печальная, неприятная, обидная;
солгать - соврать.

 

2. «В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок…» Объясните смысл сравнения. Подберите другие примеры сравнений из текста. Для чего автор использует этот приём?

В произведении В.Г.Короленко "Дети Подземелья" используется большое количество сравнений. Сравнение является одним из множества литературных художественных приемов, к которым довольно часто прибегают писатели и поэты. Сравнение представляет собой сопоставление предметов или состояний, которые имеют схожие черты. За счет сравнений текст произведения становиться очень яркий, выразительный и интересный. Вот несколько примеров таких сравнений, которые использовал в своем произведении автор: 1. «…Я же рос, как дикое деревцо в поле…». 2. «…Деревянный мост, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик…». 3. «…густые камыши волновались, как море». 4. «…темные личности, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками…». 5. «Моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик». 6. «…смех ее звучал, как самый маленький серебряный Колокольчик…». 7. «…высокий юнкер с красным носом вертел меня на воздухе, как щепку…». 8. «Маруся, которая увядала, как цветок

3. Обратите внимание на описание природы в III главе повести. Выпишите эпитеты, придающие образность этой картине. Подумайте, почему такое красочное описание омрачено ощущением печали.

Эпитеты, придающие образность описанию природы в III главе повести: росистый след, вода вздрагивая, заспавшийся жаворонок, трусливый заяц, ленивая дремота, шёпот ветра.

Красочное описание омрачено ощущением печали, так как в главе рассказывается об одиночестве Васи, о его тоске по матери, а «отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл» о существовании сына. Мальчик чувствует себя брошенным и одиноким.

4. Каким представляется вам город, изображённый в повести? Найдите его описание в главе «Развалины». Какое настроение оно создаёт? Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.

Городок создает не лучшее впечатление, он выглядит маленьким, заброшенным, и плохо обустроенным местечком. "Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или проще, Княжь - городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польсокму роду и представляло все типические черты любого из мелких городов"

 Прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу премежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками".

 

5. Какие персонажи изображены на иллюстрации Г.П. Фитингофа (с. 40—41)? Назовите детали, которые их характеризуют, и сделайте общий вывод о социальном положении этих людей. При ответе вы можете опираться на текст повести.

На иллюстрации Г.П. Фитингофа изображены бедняки у развали старого замка, который служил убежищем им. Старый Януш, бывший некогда одним из мелких служащих графа, затеял революцию, оставил там преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода, а остальных бедняков выгнал. На иллюстрации мы видим, как с холодной жестокостью жильцы замка прогоняют своих несчастных сожителей. Угрожают кочергами и палками. Изгнанные в лохмотьях, жалкие и сконфуженные уходят.

 

6. Найдите в повести портрет Маруси. Чьими глазами она показана? Какие детали кажутся вам наиболее значимыми?

Маруся показана глазами Васи. "Это было бледное, крошечное создание...". "она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны...глаза смотрели порой так не по-детски грустно...". "движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице". "Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножонками". "лицо её всё бледнело, глаза потемнели, стали больше, веки приподнимались с трудом".

 

7. Прочитайте описание Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда было безотчётно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. По ним как будто струилась глубокая постоянная печаль...»

Что можно сказать о герое по его портрету?

Можно сказать о герое, что его простая грубая внешность, в какой-то степени грозная "челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье", "рыжеватые волосы торчали врозь" не соответствовала внутреннему содержанию. По взгляду видно, что это непростой человек, он умён, проницателен, лидер.

8. Перечитайте диалог из главы VI, обратите внимание на слова пана Тыбурция, обращённые к Васе: «Твой отец меня судит, — ну и ты когда-нибудь будешь судить… вот его [Валека]!» А чуть позже он говорит: «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы думаете, какое из утверждений справедливо? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Справедливо второе высказывание. Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.
Встреча с Тыбурцием, Вальком и Марусей помогла Васе из бродяги и «негодного мальчишки» - превратиться в доброго верного товарища. Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом. Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей. Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.
Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни. Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.
По этому я считаю, что утверждение пана Тыбурция "Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает... может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу" справедливо.

9. Как вы понимаете последний абзац произведения? Какие чувства возникают у вас при его чтении?

Последний абзац рассказа "В дурном обществе" говорит о том, что Вася и Соня до сих пор помнили о Марусе, они как бы отдавали ей честь и жалели ее за то, что она прожила так мало и не повидала жизнь. Вася помнил, как она была счастлива, увидев куклу, которую он ей принес. Она словно ожила на некоторое время. Васе и Соне было настолько жаль маленькую девочку, что они считали своим долгом приходить к ней на могилу и читать обеты.

10. Какова основная мысль повести?

Основная мысль рассказа в том, что совершенно неважно из какого общества тот или иной человек, а важно то, какая у него душа, как он относится к людям и какие у него жизненные ценности. Ведь мальчик Вася принадлежал к обществу состоятельных людей, отец его не был бедным человеком. Однако, не получая должной любви от отца, он решает, что лучше ему скитаться и бродить по улицам, нежели жить с отцом, ненавидящим его. Он встречает друзей и помогает им, потому что они совсем бедные. Вася проявляет широту своей души, человечность и сострадание. Он — герой.

11*. Как вы думаете, что сближает повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди»?

Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром - чутким сердцем - обладают и герои рассказа Л. Н. Толстого "Бедные люди" - Жанна и ее муж. Жанна, зайдя проведать больную соседку и увидев, что она умерла, забрала к себе двух ее маленьких детей, хотя имела своих пятерых и жили они очень бедно.

Живое слово 

1. Подготовьте выборочный пересказ от 3-го лица по темам: «В старой часовне», «Знакомство с детьми подземелья».

2. Сочините продолжение повести о встрече повзрослевших Валека и Васи. Что они могли бы рассказать друг другу?

Прошло десять лет с тех пор когда Вася с семьёй покинул Княж-городок. Переехали они в Одессу. Вася закончил гимназию. И был зачислен на юридический факультет.
Стояло жаркое лето. Прогуливаясь по аллее с Соней, вдруг кто-то его позвал по имени. Рядом с ними стоял высокий черноволосый парень в морской форме. Вася сразу узнал его, это был Валек. Друзья были счастливы неожиданной встречи.
Из рассказа Валека Вася узнал, что Тыбурций Драб сначала работал грузчиком в порту, а затем, накопив средств, купил лодку и теперь рыбачит. Валека в 15 лет взяли на корабль юнгой, а сейчас он уже матрос, побывавший во многих городах и странах. Брат с сестрой с удивлением и восхищением слушали увлекательные истории из жизни моряка.
Узнав, что друг станет судьёй, Валек вспомнил слова Тыбурция, о том что мальчик, когда вырастет, будет судить его. На что Вася ответил: "Я искренне убежден в том, что этого не случится. А вот с таким подлецом, как Януш, возможно мы и встретимся в суде."
Возмужавшие мальчики не забыли своей дружбы. Они с грустью и любовью вспоминали маленькую Марусю и проведенное вместе время.

После уроков 

В повести постоянно возникают сцены, эпизоды, ситуации, которые и сегодня разными людьми могут быть восприняты совершенно по-разному. Так, при чтении главы «Кукла» возникает вопрос: а мог ли Вася поступить иначе?

Нет так как он добр ко всем. И Маруся согласилась сама.

 

Антон Павлович Чехов

Толстый и тонкий

Страница 93

Вопросы и задания 

1. Какими чертами характера наделены персонажи в рассказе? Как речь героев помогает раскрытию их характеров?

Два однокашника, не видевшиеся несколько лет, встречаются на вокзале. Приятели рады встрече, но узнав о достигнутом положении "толстого", "тонкий" начинает заискивать, унижаться, съёживается и становится мелким человечишкой.

Узнав положение и чине Михаила, Порфирий повторно начинает рассказ о себе и семье. Автор показывает перемену, что перед Порфирием уже не стоял друг детства, а стояло высокопоставленное лицо, с которым он спешил познакомиться.  Заискивая, угождая, умасливая он повторно поведал о себе. Интонация поменялась, но Порфирий не догадывается, что Михаил безразличен к чинам и их почитанию. Речь Тонкого из простой переходит в официальную, он начинает лебезить и заискивать, а Толстый даже не смог пожать руку знакомого, его стошнило.

 

2. Сравните иллюстрации к рассказу художников Б.М. Калаушина (с. 93) и С.А. Алимова. Расскажите, как художники передали характеры чеховских героев.

Художник Калаушин изобразил момент, когда тонкий узнаёт о высоком положении толстого, он начинает заискивать. На иллюстрации тонкий изображён выше ростом, чем толстый, но он "съёжился, сгорбился, сузился". Толстый удивлён таким поведением старого друга.

Иллюстрация Алимова сделана в цвете в отличие от Калаушина. И как мне кажется, на ней запечатлен эпизод, где тонкий и толстый только что встретились. Тонкий ещё не узнал о высоком положении толстого, друзья искренне рады неожиданной встрече.

 

3. А.П. Чехов — мастер короткой, отточенной фразы, яркой детали, например: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее». Найдите в рассказе «Толстый и тонкий» подобные примеры.

"Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой"-очень ярко автор искривил лицо улыбкой, обозначив вовсе не радостные чувства.

" Он съежился, сгорбился, сузился"-сделался маленьким "человечишкой", Чехов удивительно тонко даёт картину происходящего.

"Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились"-метафоричное преображение вещей "Тонкого".

"Нафанаил вытянулся во фрунт "-сын Тонкого вытянулся по стойке "смирно", как на параде.

"на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты"-выражение лица лицемера и лизоблюда, очень ярко нарисованное автором.

4. Что высмеивает писатель в рассказе?

В своем рассказе А. П. Чехов высмеивает такие черты человеческого характера, как подхалимство, хвастовство. Высмеивает он семью Тонкого, который сначала пытается возвысить себя и посмеяться над товарищем, но выходит иначе. Читатель смеется над Тонким, потому что именно он, узнав, что чин Толстого выше, начинает перед ним пресмыкаться, лебезить до такой степени, что Толстого даже начинает тошнить. Данное поведение героя неприятно и смешно.

5*. Прочитайте рассказ Чехова «Налим». Охарактеризуйте средства создания комического эффекта. Какую роль в рассказе играет просторечная лексика? Приведите примеры из текста рассказа.

Рассказ "Налим" был написан в 1885 году, когда Чехов достиг расцвета как беллетрист, автор коротких зарисовок и юмористических рассказов. С самых первых строк повествование вызывает улыбку у читателя. Вступление очень лиричное: описание летней природы, знойного утра, "на небе перистые облака, похожие на рассыпанный снег..." И резко контрастирующая с ним завязка со словами "барахтается", "мужик", "поросшим волосами", "пыхтит". Они никак не вяжутся с лирическими эпитетами, такой контраст - излюбленный приём Чехова, он сразу настраивает читателя на смешливый лад.

В завязке мы видим двух плотников, которые, позабыв о строящейся купальне, уже час сидят в воде, пытаясь достать налима. Их описание "посинели от холода", "с треугольным лицом", "горбатый" и пр. также придают ещё большую комичность действию, равно как и брань по адресу налима, и просторечные слова. Именно диалог действующих лиц является стержнем рассказа, и здесь автор также использует контраст: герои вставляют в речь явно несвойственные плотникам слова "комплекцыя", "командер", и тут же - "чёрт", "шут", "глыбоко", - сочетание беспроигрышно комическое.

Действие развивается, как в сказке про репку: горе-рыболовы привлекают к ловле налима проходящего мимо пастуха, который ради такого дела даже бросает стадо. Его помощь ни к чему не приводит, коровы забредают в сад, на шум выходят господа... О налиме говорят барину, глаза которого тут же "подёргиваются лаком". Эта маленькая деталь сразу рисует нам Андрея Андреевича - гурмана, любителя удовольствий. Об же говорят и другие штрихи - он выходит из дома в персидском халате, с газетой, хотя день уже перевалил за полдень. И когда вызванный кучер Василий тоже не справляется с налимом, наступает кульминация повествования: изнеженный, ленивый господин, барин Андрей Андреич тоже решается влезть в воду, где илистое дно и коряги. Но вытащить рыбу с ходу не получается и у него, решаются на крайние меры - подрубить корягу, под которую забился налим. Дальше автор вновь использует ювелирно выверенные фразы: "Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры". Навряд ли это приятное ощущение, когда ваши пальцы погружаются в чьи-то жабры, но как же хочется вытащить рыбу!

Наконец показывается сам виновник переполоха, большой, тяжёлый. У окружающих - "медовая улыбка", все чувствуют облегчение, напряжение отступило... И - ожидаемая, но при этом внезапная развязка! "Налим вдруг делает резкое движение хвостом вверх... и поминай как звали." После последнего просторечного оборота Чехов не добавил ни слова, и в этом великое мастерство беллетриста: читатель подробно видит в воображении немую сцену, которая тем и смешней, что не описана автором.

6*. Составьте словарные статьи юмор и сатира. В них необходимо объяснить, чем различаются эти понятия. Покажите эту разницу на примере прочитанных рассказов Чехова.

Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех веселый, доброжелательный.
Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Общее у юмора и сатиры, то что они высмеивают.

А отличаются они тем, что юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.

Рассказ «Толстый и тонкий» сатирический. Он осуждает порок общества - чинопочитание.

В рассказе "Налим" есть тоже сатира: Чехов высмеивает людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, и считают лишь себя способными хорошо справиться с задачей. "Четыре вас дурака", "постойте, я налима вытащу", - говорит барин, и в итоге рыба уходит у него из рук. Злорадство и сдерживаемые усмешки "мужиков" остаются за скобками повествования, но вообразить их не составляет труда. Налим и так и так не достался бы плотникам, пастуху и кучеру, и их смех над ситуацией будет искренним.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: