ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 Страница 327-331

Бирюк

Страница 327

Вопросы и задания 

1. Какова основная тема рассказа «Бирюк»?

Рассказ Тургенева ведется от лица Петра Петровича, который заблудился во время охоты в лесу и встречает лесника по прозвищу Бирюк. О нем в народе ходит плохая молва. Но несмотря на этом, Бирюк приглашает охотника в свой дом переждать дождь.

Бирюк оказывается Фомой Кузьмичом, крепостным крестьянином, который работает лесником. Он живет в лесной глуши с двумя маленькими детьми, так как жена сбежала с каким-то заезжим горожанином. Бирюк с трудом сводит концы с концами, поэтому очень рьяно охраняет барский лес, эта работа позволяет хоть как-то жить.

Когда он в лесу ловит крестьянина, который из-за такого же бедственного положения и от отчаяния рубит дерево, в Бирюке начинают бороться долг и сострадание к мужику. В итоге сострадание победило, и лесник, понимая, что наказание за сломанное дерево получит сам, все же отпускает мужика.

2. Как сам лесник относится к своему прозвищу? Передаёт ли прозвище сущность характера Фомы?

Лесник относится к своему прозвищу спокойно, не обижается на него, сам сообщает его барину: "меня Фома зовут, а по прозвищу Бирюк". Бирюк — это нелюдимый, угрюмый человек, а так как Фома жил один и сторонился людей, прозвище точно передаёт сущность его характера.

3. Испытывает ли лесник чувство удовлетворения от своей службы? Свои рассуждения подтвердите цитатами из рассказа.

Лесник испытывал чувство удовлетворения от службы по нескольким причинам: 1) иначе бы он не смог так хорошо исполнять свои обязанности ("не бывало ещё на свете такого мастера своего дела"); 2) лесник искренне не любил воровство и считал поймать вора делом чести, поэтому пропустил мимо ушей просьбу барина отпустить мужика ("знаю я вас: вор на воре", "воровать никому не след", "воровать не ходи"); 3. лесник бросает все дела и идёт под дождём в лес, он издалека слышит стук топора и звук падающего дерева, а когда он скручивает мужика, в его словах слышится злорадство ("врё-ёшь, врё-ёшь, не уйдёшь").

4. Что в большей степени повлияло на окончательное решение лесника?

Бирюк отпустил мужика, потому что в неё сострадание пересилило принципы и доводы. Мужик воровал лес не от хорошей жизни, его толкнула крайняя нужда на воровство. Крестьяне выживали, не жили, а пытались выживать. Бирюк в душе добрый и великодушный, он сам живут тяжёлым трудом, поэтому он понимает мужиков, которые из-за нищеты идут на воровство. Отпустив мужика, Бирюк отворачивается, чтобы не передумать, он подвергает себя штрафу за украденное дерево. Но чувства взяли верх над разумом, сострадание и человечность заставляют Бирюка закрыть глаза на воровство, хотя лесник такой же нищий, его жизнь убога и одинока.

5. Для чего И.С. Тургенев особо подчёркивает крайнюю бедность, нищету в избе лесника?

Он этим хочет показать всем своим читателям образ русского крестьянина, его сущность и дать понять, что русский народ поднимался с колен много лет.

6. Найдите те места в рассказе, где говорится об отношении крестьян к леснику. Справедливо ли такое отношение? Аргументируйте свои выводы.

Мужики из ближних деревень не любили Бирюка потому что он не давал никому спуску, его нельзя было подкупить ни вином не деньгами и хотя те деньги, которые ему предлагали в виде взятки ему были очень нужны но он не мог допустить даже мысли что он может пойти против своей совести.

7. Как вы думаете, в чём основной конфликт рассказа?

Основной конфликт в рассказе - это конфликт долга и сочувствия. Бирюк очень рьяно охраняет барский лес. Сам с трудом выживает, и это единственный способ кормить семью, потерять эту работу ему нельзя. Но когда Бирюк ловит крестьянина, что из-за такого же нищенского положения и от отчаяния пришел в лес срубить дерево, в герое начинают бороться долг и жалость к мужику. В итоге жалость победила, и лесник, понимая, что за сломанное дерево придется отвечать ему. все же отпускает мужика.

В дороге

Страница 328

Вопросы и задания 

1. О чём стихотворение И.С. Тургенева? Сформулируйте его основную тему.

В стихотворении речь идет о воспоминаниях.   Былое прошло, и сейчас от него остались лишь воспоминания. Легкое чувство утраты, горечи расставания. Даже окружающий мир словно настраивает лирического героя на такие текущие мысли и воспоминания.

Особо четко выделяется в стихотворении тема любви во второй строфе. Все таки здесь проскальзывают автобиографические черты, а именно расставание с Татьяной Бакуниной, но посвящено оно не ей, а новой, пылкой любви - Полине Виардо.   Этим произведением он словно бы подводит черту прошлому. То, о чем можно вспомнить в хмурый осенний день, но не более.

2. В стихотворении использован целый ряд художественных приёмов, придающих тексту особую выразительность и точность поэтического звучания. Какие это приёмы? Определите их и запишите слева — название приёма, справа — пример из текста.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Эпитеты: утро седое,  обильные страстные речи, тихого голоса, звуки любимые, улыбкою странною, родное далекое, небо широкое.

Метафоры: нивы печальные, взгляды ловимые, ропот колес.

Анафора: вспомнишь, вспомнишь, вспомнишь…

Антонимы: первые встречи, последние встречи.

Синтаксический параллелизм: утро туманное, утро седое, нивы печальные…

Синонимы: былое, позабытые.

Бессоюзие: Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Инверсия: время былое,  лица, давно позабытые лица,  звуки любимые, с улыбкою странной, ропот колес непрестанный, небо широкое.

Односоставные предложения: 1) назывные : Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые...2) остальные — определенно-личные.

Однородные члены предложения:

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое...

3*. Стихотворение И.С. Тургенева положено на музыку. Каков жанр этого музыкального сочинения?

Жанар этого музыкального произведения Романс

Два богача

Страница 329

Вопросы и задания 

1. Как называется помощь бедным и обездоленным людям? Приведите несколько синонимов.

Помощь бедным и обездоленным людям называется благотворительность.

Благотворительность, филантропия, меценатство, человеколюбие

2*. Какой художественный приём использует И.С. Тургенев в этом стихотворении в прозе?

И.С. Тургенев в этом стихотворении в прозе использует художественный приём противопоставление.

3. О каких качествах крестьянина говорит писатель?

Писатель говорит о милосердии, сострадании, доброте, щедрости.

4. Почему «далеко Ротшильду до этого мужика»?

Ротшильду далеко до этого мужика потому что мужик готов делиться последним с сиротой-племянницей "последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...". Легко быть щедрым, когда у тебя много денег и ты себя не ущемляешь, а последнее ради другого человека отдать может не каждый.

5. Какие признаки жанра стихотворения в прозе присутствуют в этом произведении?

В этом стихотворении присутствуют следующие признаки жанра стихотворения в прозе:

отсутствие ритма и рифмы;

членение на небольшие абзацы;

личное впечатление, изображает характер в отдельном его проявлении.

Воробей

Страница 331

Вопросы и задания 

1. Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе «Воробей»?

Стихотворение в прозе "Воробей" написано от лица автора, который напрямую говорит о своих чувствах и эмоциях, которые охватили его при виде самоотверженного поступка воробья: "я поспешил отозвать", "удалился, благоговея", "благоговел перед героической птицей", "любовь сильнее смерти и страха смерти". Эти чувства и эмоции позволяют сделать выводы о личности И.С. Тургенева, о качествах его характера. В первую очередь, стоит отметить любовь и гуманное отношение ко всему живому на земле, чувствительность и сентиментальность автора, которого поступок воробья тронул до глубины души. Так же для автора характерны такие качества, как  умение сочувствовать чужой беде, умение ценить искренние чувства и положительные качества (например, любовь, преданность, смелость, мужество).

2. Как вы поняли последние строки произведения? О какой любви говорит здесь писатель?

Любовь к жизни и любовь к окружающим которые совершенно не мало значат для тебя.

3. Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки, птенца и старого воробья. Для этого выпишите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие каждый из образов. Сформулируйте вывод.

Образец записи

Старый воробей: камнем упал; взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти; ринулся спасать; заслонил собою своё детище; всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип; замирал; жертвовал собою; не мог усидеть; сила, сильнее его воли...

Собака: уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. медленно приближалась, зубастая раскрытая пасть, громадное чудовище, остановился, попятился, признал эту силу, смущенный пес.

Молодой воробей: с желтизной около клюва и пухом на голове, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Автор использует эти детали, чтобы подчеркнуть, что птенчик еще совсем молод, слаб и беспомощен, старый воробей действует решительно и отчаянно. Он чувствует смертельную опасность, но любовь к своему детенышу заставляет его броситься навстречу «чудовищу», жертвуя собой, а собака ведет себя неуверенно, осторожно, она чувствует силу, исходящую от воробья и признает эту силу.

Таким образом автор постепенно подводит читателя к мысли, что величайшая сила на земле - это любовь, которая сильнее всего, даже смерти.

4. Прочитайте замечательное стихотворение в прозе «Русский язык». Выучите его наизусть. Послушайте запись выразительного чтения этого стихотворения в прозе.