ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 82-101

Страница 82

Волк и Ягнёнок

Вопросы и задания 

1. Внимательно прочитайте басню, определите её тему.

В самом начале басни говорится - у сильного всегда бессильный виноват. Это и является главной мыслью басни. Якобы прав тот, кто сильнее. Руководствуясь этим волк в басне оправдывал себя и находил множество причин, чтобы предъявить обвинение слабому ягненку.

2. Как вы думаете, почему с заглавной буквы И.А. Крылов употребляет не только имена персонажей (Волк, Ягнёнок), но и слова, не относящиеся к живым существам (История, Басня)?

В баснях этого автора употребляются нарицательные имена существительные, которые используются как имена собственные. В его произведениях названия животных написаны с прописной буквы. Например: Лев, Волк, Стрекоза. Но вместе с этим Крылов делает своими героями кроме животных также и растения, и предметы из вещественного мира. Они также пишутся с прописной буквы. Например: Очки, Ларчик, Пушки. Баснописец соблюдает правила русского языка. Этим он хотел придать своим басням особое очарование. Так у баснописца оживает не только животный, растительный, но даже и вещественный мир. Мир басен Крылова стал неповторимым и своеобразным при умелом использовании имён собственных.  

3. Какие доводы приводит каждая сторона в споре?

Как бы ягнёнок не оправдывался, волк в его ответе всегда находит признаки вины. Вот якобы ягнёнок мутит воду. И когда ягнёнок пытается объяснить, что ту воду, где пьёт волк, он не может замутить, волк всё равно находит в ответе ложь. Как это смеет ягнёнок утверждать, что волк лжёт. Тогда волк приводит довод, что ягнёнок уже и в прошлом году ему нагрубил.Но ягнёнку нет ещё и года. Значит виноваты его сородичи. В итоге волк говорит: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

4. Почему Волк обрывает речи Ягнёнка репликой «Молчи! устал я слушать...»?

«Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» . — Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

5. Определите значение слова «досуг» в строке: «Досуг мне разбирать вины твои, щенок!»

Досуг - свободное время, Волк говорит: "Есть ли у меня время разбираться, в чем ты виноват? ", имея в виду, что ему некогда (то есть недосуг)

6. Какова главная мысль басни «Волк и Ягнёнок»? В какой строке она заключена? Прочитайте.

Главная мысль – У сильного всегда бессильный виноват. Во-первых, волк был голодный и ему нечего было кушать. И он видит ягнёнка хочет его съесть. Но волк не может съесть ягнёнка просто так и волк начинает придумывать, что-нибудь такое, чтобы ягнёнок был виновен.

Страница 88

Волк на псарне

Свинья под Дубом

Вопросы и задания 

1. Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни?

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

Басни можно сравнить со сказками о животных. Их герои - звери и птицы, но как они похожи на людей!

2. Почти в каждой басне имеется вывод-мораль. В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова.

Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается).

Общий смысл басни сводится к морали, которая названа автором. Рассказ служит иллюстрацией главной мысли баснописца (морали).

Мораль в приведённых баснях Крылова:

Мораль басни «Ворона и лисица» «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Мораль басни "Волк и Ягнёнок":

"У сильного всегда бессильный виноват".

Мораль басни "Волк на псарне":

"С волками иначе не делать мировой , Как снявши шкуру с них долой".

Мораль басни "Свинья под Дубом":

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

3. В чём проявляется иносказательный смысл басен? Свой ответ подтвердите рассуждениями о басне «Волк на псарне».

Басня Крылова "Волк на псарне" повествует читателю о волке желающем отведать овец в овчарне, но вместо этого он оказывается в псарне. Его окружили псы и ему уже не выбраться. Басня посвящена событиям 1812 года, когда Наполеон со своим войском напал на Москву. Наполеон так же, как волк, был уверен в своей победе но потерпел поражение из-за своего вероломства. В образах Ловчего и Волка изображены полководец Кутузов и французский император Наполеон Бонапарт. Поводом к написанию басни послужила попытка Наполеона заключить договор с Россией в сентябре 1812 г.

4. В баснях силён элемент сатиры. Что высмеивают баснописцы?

Баснописцы высмеивают те или иные жизненные явления или человеческие недостатки, пороки.

5. Как вы думаете, почему бо́льшую часть иллюстрации художника Ф.Д. Константинова к басне «Свинья под Дубом» занимает изображение Дуба?

Мне кажется, что большую часть иллюстрации художника Ф.Д. Константинова к басне "Свинья под Дубом" занимает изображение Дуба для того, чтобы подчеркнуть всю недалёкость и глупость Свиньи и могущество векового Дуба, чьи плоды она вкушает.

6. Попробуйте самостоятельно сформулировать мораль басни «Свинья под Дубом». Сравните её с той, которая дана в тексте.

Мораль басни Крылова Свинья под дубом такова, что в ней высмеивается невежество, неблагодарность, неуважение к чужому труду.

7. Выпишите из басен Крылова предложения, ставшие афоризмами.

"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

"Волчью вашу я давно натуру знаю".

"От радости в зобу дыханье спёрло".

"Спой, светик, не стыдись!"

8. Выучите наизусть две понравившиеся басни И.А. Крылова. Подготовьтесь к выразительному чтению.

9*. Самостоятельно составьте вопросы для анализа басни «Свинья под Дубом» или «Волк на псарне» (по выбору).

- Какая Свинья? (Глупая, ленивая).

- О чём она думает? (О своём удовольствии).

- Кто Дуб? Почему вековой? ( Вековой – это не только старый, но и мудрый).

- Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).

- В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).

- То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)

- В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)

Страница 89

Русская басня в XX веке

С.В. Михалков. Грибы

Вопросы и задания 

1. Как вы думаете, о чём эта басня?

Это короткая, но емкая басня показывает, что эгоистичные и бездарные люди восхваляют себя, а талантливые и скромные, не заявляют о себе, потому что их достоинства известны всем.

За видимой частью басенного сюжета скрыто жизненное правило – не доверять людям, превозносящим свою физическую красоту над порядочностью и добротой.

2. Какие человеческие пороки высмеивает баснописец?

Баснописец высмеивает такие человеческие пороки, как болтливость, самовлюбленность, хвастливость, хамство, бахвальство, самоуверенность.

3. Выучите басню наизусть.

Страница 91

Зеркало

Вопросы и задания 

1. Прочитайте выразительно басню по ролям.

2. Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога?

Носорог оскорблял всех зверей, издевался над всеми. Себя он считал красавцем, а когда увидел своё отражение в зеркале, то оскорбил и его, не поняв, что это он сам. Звери поняли, насколько он глуп и перестали на него обижаться.

3. Бывают ли в вашей жизни ситуации, похожие на сюжеты басен С.В. Михалкова? Приведите примеры.

"Аисты и лягушки"

Аисты и лягушки спорили и уверяли друг друга кто лучше. Такие ситуации бывают и у людей, часто спорим о бессмысленном, доказывая друг другу кто более нужнее, красивее, лучше или умнее. Так получается, что у каждого своя красота, свои достоинства и свое предназначение

"Слон -живописец"

Слон нарисовал картину и решил ее показать своим друзьям.

Но...каждый хотел видеть что- то свое. И всем пришлось угождать. В итоге картина была испорчена.

 Надо иметь свое мнение и уметь отстаивать его. Это важно, быть уверенным  в своих способностях. Не надо стараться  всем угодить.

Живое слово 

На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, используя в качестве морали какую-нибудь пословицу. Какой порок вы в ней будете высмеивать?

После уроков 

1. Попробуйте инсценировать одну из басен.

2. Проведите конкурс рисунков к басням И.А. Крылова.

3. Найдите в библиотеке сборники с баснями других писателей. Что вы узнали о баснописцах? О чём их басни, какие персонажи в них действуют? Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: