ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 48-57

Страница 48

Царевна-лягушка

Вопросы и задания 

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу.

Сказка относится к волшебным, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь давал невесткам задания - сшить за ночь рубашку и испечь хлеб. Царевна-лягушка, наделённая волшебной силой, справилась с заданиями лучше старших невесток. Когда царь сравнил три рубашки, то про рубашку старшей невестки он сказал - эту рубашку в черной избе носить, про рубашку, сшитую средней - в этой рубашке в баню ходить. А про рубашку, сшитую Царевной-лягушкой, сказал - эту рубашку в праздник надевать.

Жены старшего и среднего сына пытались проследить за Царевной-лягушкой и понять, как она печет хлеб. Но у них ничего не вышло. Хлеб старшей и средней невестки царь отослал в людскую, а про хлеб Царевны-лягушки сказал - такой хлеб только в праздник есть.

Ну а на пиру старшие невестки пытались танцевать, как Царевна-лягушка, но у них снова ничего не получилось, царь рассердился и прогнал обеих невесток.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна лягушка отличалась от других невесток большей красотой и большим умом. Из-за ума ее и называют премудрой

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Медведь, селезень, баба-яга, щука, заяц

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...»

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли; катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лесам, катится по топким болотам, катится по глухим местам.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказка — отсутствует.

Зачин — развернутый .

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.

«Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».

Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.

«Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».

«Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».

Концовка - простая.

«И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Язык сказки:

Встречаются эпитеты:

«буйну голову», «красных девушек», «столы дубовые», «скатерти узорчатые», «скатерти браные», «чистое поле», «месяц ясный», «синее море», «добрый молодец», «горькими слезами», « живая вода», «тугие луки».

Сказочные формулы:

«Диву дался», «узорами мудреными», «ни в сказке сказать, ни пером описать» .

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь .

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

9*. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в ваш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

 Действительно у сказки "Царевна лягушка" есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например, чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет, и Иван напрямую выходит к Бабе яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает, превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яга, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10*. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она смеётся?

Сказка "Чего на свете не бывает" относиться к бытовой.

Сказка смеётся над главным барином, ведь барин, сначала поверил, что мужик был на небесах и видал свою покойную жену.

Страница 50

Вопросы и задания 

1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?

Фольклор — это устное народное творчество.

Его так назвали потому, что все произведения передавались "из уст в уста".

Так как это народное творчество, автора у них нет, соответственно об авторах ничего не известно

2. Что такое сказка? Каковы особенности этого жанра?

Сказка - это небольшой рассказ о каком-то герое. Бывают 3 вида сказок - Бытовые сказки - Сказки о животных - Волшебные сказки. Особенности этого фольклорного жанра в том, что он может быть волшебным, чего никогда не увидишь в повседневной жизни.

3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

Сказители сказывали сказки, то есть пересказывали содержание сказок от одного человека к другому, добавляя что-то, изменяя (отсюда и вариативность сказок), увлекая слушателей.

Сказителей очень любили, их просили пересказывать по многу раз сказки, таким образом они их хорошо запоминали в большом количестве, они посвящали всю свою жизнь собиранию сказок.

Возвращаясь к теме 

1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.  Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет...»

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

«Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:  — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть...»

Сказка "Каша из топора" - бытовая сказка

«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: “Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...”»

Сказка "Петушок - золотой гребешок" - сказка о животных

«Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: “Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...”»

Сказка "Гуси-лебеди" - волшебная сказка

2*. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

"Царевна-лягушка" - нельзя сжигать лягушачью шкуру.

"Гуси-лебеди" - не ходить со двора

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка" - не пить водицы из копытца, козленочком станешь.

“ Жар – птица и Василиса – царевна ” - Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

“Крошечка – Хаврошечка” - В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.” Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: