ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 23-47

Страница 23

Возвращаясь к теме 

1. В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора: пестушками, потешками, скороговорками, прибаутками, закличками, загадками, пословицами, поговорками. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?

Эти фольклорные произведения входят в жизнь человека в раннем детстве, они небольшие по объёму, легки для запоминания даже малышам, поэтому и называют их малыми формами фольклора.

2. Приведите примеры из малых фольклорных жанров. Какие жанры вы вспомнили?

Пестушки:

Петя, Петя, Петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Детям спать не даешь?

Потягушечки, крошечки,
Ручки-хватушечки,
Ножки-побегушечки.

С гуся - вода,
С Вали - вся худоба.

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

Пословицы:

Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Заклички:

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного, белого
Только не горелого.

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Загадки

Страница 26

Вопросы и задания 

1. Что представляют собой загадки? Что в них выражается?

Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе, но в своеобразной, "зашифрованной" форме. В народной речи "загадать" означает задумать, предложить что--либо неизвестное для решения.

В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

2. Что помогает разгадать загадку? Назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в загадках.

Поможет разгадать загадку сообразительность, развитое воображение.

В загадках используются такие образные средства языка, как: олицетворение, сравнение, метафора и эпитет.

3. Знаете ли вы загадки с числами? Запишите их.

один бежит, другой - лежит, а третий кланяется;
4 братца друг за другом бегут, но никак не догонят;
2 кольца, 2 конца, а посредине - гвоздик;
брус на всю Русь с двенадцатью гнездами, в каждом по четыре птицы;
12 братьев всю жизнь друг за другом ходят, но догнать не могут.
Ответы: "река, берега, трава"; "колеса"; "ножницы"; "год"; "месяцы".

Живое слово 

Придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни. Загадайте эти загадки своим друзьям.

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Ответ - Дождь

Шел долговяз, в сыру землю увяз.

Ответ - Дождь

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.

Ответ - Дождь

Пословицы

Страница 29

Вопросы и задания 

1. Вначале даны пословицы других народов, а затем — русские. К каждой зарубежной подберите близкую по смыслу русскую пословицу.

Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. С богачом о бедности не говорят. Друга узнаёшь в опасности. Если есть дым, есть и огонь. За стаей фазанов погнался  — ни одного не поймал. Молчаливость лучше многословия. Зонт готовь при ясной погоде. Много людей, много и мнений. Не суди человека по его внешности.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Друзья познаются в беде. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Сто голов, сто умов. Сытый голодного не разумеет. Дыма без огня не бывает. По одёжке встречают, по уму провожают.

За стаей фазанов погнался  — ни одного не поймал.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 

Молчаливость лучше многословия.

Слово — серебро, молчание — золото. 

 

Друга узнаёшь в опасности.

Друзья познаются в беде. 

 

Зонт готовь при ясной погоде. 

Готовь сани летом, а телегу — зимой.

 

Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

 

Много людей, много и мнений. 

Сто голов, сто умов. 

 

С богачом о бедности не говорят.

Сытый голодного не разумеет.

 

Если есть дым, есть и огонь.

Дыма без огня не бывает.

 

Не суди человека по его внешности.

По одёжке встречают, по уму провожают.

2. Назовите пословицы по двум следующим словам: дело  — смело; болит — говорит; журавль — синица; брод  — вода; слово — воробей; труд — рыбка; время — потеха; перо — топор.

Сделал дело - гуляй смело.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Не зная броду, не суйся в воду.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Делу - время, потехе - час.
Что написано пером, того не вырубишь топором.

Страница 31

Поговорки

Вопросы и задания 

1. Как вы поняли мысль С.С. Наровчатова о различии пословицы и поговорки?

Пословица и поговорка между собой похожи, их различие заключается в том, что в пословица имеет законченное высказывание, а поговорка это тоже меткая фраза, но она логически не закончена, не имеет обобщающего поучительного смысла.

2. Как характеризуют человека следующие поговорки? Подберите прилагательные, заменяющие их.

Следующие поговорки характеризую человека:

В рубашке родился. - удачливый
Семи пядей во лбу. - умный.

3. Что объединяет приведённые ниже пословицы разных народов мира? Вспомните русскую поговорку, близкую им по смыслу.

Иголка всем шьёт, а сама голая (таджикская).

У портного спина голая (турецкая).

У плотника дверь всегда сломана (арабская).

Башмаки сапожника без каблуков (персидская).

Горшечник пьёт воду из треснувшего стакана (персидская).

Приведённые пословицы объединяет общий смысл, что человек профессионал очень занят, или не считает нужным, или не получается по разным причинам обеспечить себя тем, что он постоянно создает для других.

Русская пословица близкая им по смыслу:

Сапожник без сапог.

4. Вспомните, из каких произведений в нашу речь пришли эти выражения:

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»;

«Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на слона!»

Выражение из "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина:
"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"

Варажение из басни Крылова "Слон и Моська":
"Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!"

Страница 36

Русские народные сказки

Вопросы и задания 

1. Какие виды сказок вам известны? В чём своеобразие каждого вида?

Волшебные сказки - они полны чудес, волшебства. Скатерть самобранка, волшебный клубок, сапоги-скороходы. Иванушка превращается в козленочка, лягушка сбрасывает с себя кожу и т.д.

Сказки о животных - у них особый смысл. Их герои - звери и птицы, но как они похожи на людей!

Бытовые сказки - это настоящая сатира - насмешка над недостатками человека. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью.

2. Расскажите о традиционных элементах сказочной композиции.

Сказка-это жанр устного народного творчества, с вымышленным сюжетом и волшебными героями, со счастливым концом, поучением. В сказках есть присказка, зачин, концовка, добро побеждает зло ,а главный герой проходит испытания.

Виды сказок:

-волшебная:

-бытовая;

-сказки о животных.

Сказки делятся на авторские и народные, которые не имеют автора.

Элементы построения сказочных композиций:

1)Обязательное наличие волшебного сюжета ,с вымышленными персонажами.

2)В композиции сказки должны быть зачин, присказка, концовка.

троекратные повторы.

3)В сказке должно быть поучение, мораль или урок, вывод для читателей.

4)В сказке должны быть волшебные превращения или предметы, герой проходит через испытания, наличие отрицательных и положительных героев.

3. Какие художественные средства встречаются в сказках?

В сказках часто используют:

- обращения ("Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом...");

- повторы ("жили-были", "шли-шли" и т.д.).

- постоянные эпитеты (образные определения, прочно закрепленные за словом, например: "добрый молодец", "чисто поле")

- гиперболы (преувеличения, например: "быстрее молнии", "две пары железных сапог протёр").

В сказках героям помогают чудесные помощники - животные, предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся в реку и т.д.) наделённые волшебными свойствами (возможностями).

4*. На основании известных вам сказок попробуйте сформулировать, какие народные взгляды на жизнь в них отразились.

В сказках отразилась вера народа в справедливость, в то что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует. Положительные герои - смелые, добрые, стойкие - вознаграждаются, а злые, бесчестные, жадные остаются ни с чем. Кто идет к цели, не выбирая средств, этой цели обычно не достигает, а тому, кто щепетилен з о выборе средств, все дается само собой. Сказки Говорят о взаимовыручке («Гуси-лебеди»), прославляют трудолюбие («Морозко») призывают не падать духом даже в самой безвыходной ситуации.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: