ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 330-347

Страница 330

Сюжет и фабула

Вопросы и задания 

1. Все ли элементы фабулы есть в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Да, в рассказе Л.Н. Толстого есть все элементы фабулы. Её структурными элементами являются: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция в рассказе — это знакомство с героем, сообщается о войне с горцами. Завязка рассказа: Жилин получает письмо от матери, в котором она просит его приехать и решение Жилина поехать домой. Развитие действия: нападение горцев, плен, жизнь в плену, первый побег, жизнь в яме, дружба с Диной. Кульминация: Дина сообщает, что его хотят убить и помогает Жилину бежать. Развязка: сообщение о том, что Костылин был освобождён через несколько месяцев.

2. Найдите завязку, кульминацию и развязку в этом рассказе. Обоснуйте свои суждения. Определите основной конфликт рассказа.

Завязка - жилин получает письмо из дома и собирается поехать в отпуск.

Кульминация - второй побег

Развязка - Жилин в крепости у своих

Страница 334

Антон Павлович Чехов

Вопросы и задания 

1. Расскажите о детских годах А.П. Чехова. В чём проявились его таланты в самые ранние годы?

А. П. Чехов учился в гимназии, там он пишет юмористические сценки, очерки и пьесы. После окончания университета, его произведения начинают появляться в печати под псевдонимом Антоша Чехонте. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов. Имя Антона Павловича сразу стало всем известно. В рассказах он писал всегда кратко. Он говорил: " В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать .

2. Как характеризует Чехова помощь таганрогской библиотеке?

Чехов был добрым и бескорыстным человеком. Антон Павлович, был меценатом, занимался благотворительностью, служил людям всю свою недолгую жизнь.

3. Как вы поняли название статьи — «Книгочей и просветитель»? Каково значение каждого из слов, вынесенных в заголовок?

Антон Павлович Чехов любил читать ничуть не меньше, чем сочинять. Он шутил: "... в литературе я люблю не те романы и повести, которые вы ждёте или перестали ждать от меня, а то, что я продолжение многих часов могу читать лёжа на диване". Поэтому его можно смело назвать книгочеем. А еще Чехов был просветителем, он в своем родном городе Таганроге организовал библиотеку, куда четырнадцать лет подряд посылал закупаемые книги, а так же пожертвовал более двух тысяч томов своих собственных книг, то есть всю свою личную библиотеку.

4. Подготовьте по ключевым словам писатель, книголюб, читатель, человек пересказ статьи.

Злоумышленник

Страница 345

Юмор. Деталь. Диалог

Вопросы и задания 

1. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Пересолил».

2. В чём комизм ситуаций, созданных Чеховым в рассказах «Злоумышленник» и «Пересолил»?

Злоумышленник - действие не имеющее оправдания герой рассказа переводит в разряд бытовой ситуации.

Пересолил - слова героя рассказа производят неожиданно эффект, больший чем  он рассчитывал.

Пожалуй, общее - это гротеск. Гротеск - это довольно типичный комический прием, состоящий в размывании грани между нелепым и ужасным. В бытовой форме гротеск часто переходит  в разряд "черного умора".

3. Было ли вам смешно при чтении рассказов? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?

Да, мне было очень смешно, когда я читала рассказы Чехова. Оно сменялось то хорошим, то смешным настроением

4*. Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые вдруг, как бы по волшебству, становятся необычными.

Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К.И. Чуковский:

«Вообще всё в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:

и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золотыми от солнца;

и то, что гуси на зелёном лугу тянутся длинной и белой гирляндой;

и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы её касаются раскалённой плиты;

и то, что севастопольская бухта глядит как живая множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз...»

К.И. Чуковский отмечает зоркость, наблюдательность Чехова.

Найдите в рассказах «Пересолил» и «Злоумышленник» примеры, сходные или продолжающие тот ряд, который наметил К.И. Чуковский. Определите приёмы, использованные писателем.

телега взвизгнула и задрожала как в лихорадке;
лениво догорала холодная, осенняя заря;
стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом;
целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость;
усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце;

Живое слово 

1. Подготовьте инсценированное чтение рассказа «Злоумышленник» в классе или дайте отзыв на инсценировку, выполненную вашими одноклассниками. Будьте внимательны к слову.

2. Придумайте небольшой юмористический рассказ. За его основу возьмите какую-либо ситуацию, свидетелем или участником которой вы были.

Перемена была. Зима. Снег сильный и ветер. Один парень прямо у двери прикуривал. Я так понимаю, что на выходе из помещения это было легче сделать. И вот мама моего друга, увидев это, подошла и дала ему подзатыльник. Удар был несильный. Но точно помню, что сигарета вылетела из зубов. Это был наш учитель истории. Новый. Молодой.

Страница 347

1. Какие мысли А.П. Чехова о русском языке показались вам интересными, значимыми сегодня?

Чехов знал, чувствовал, утверждал: "Язык должен быть прост и изящен".

По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

2. Только ли для литераторов важны замечания писателя, его отношение к слову? А что ценно для вас?

Мне нравится его выражение "краткость - сестра таланта". У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

3. Подберите и запишите самые яркие слова, характеризующие взгляды Чехова на художественное слово.

Он постоянно работал над языком, оттачивая всё до мелочей - каждую деталь. Чехов был убежден, что фразу "надо делать - в этом искусство... Надо заботиться об её музыкальности". Он добивался краткости, будучи уверен, что "краткость - сестра таланта".

4. Как мысли Чехова о языке художественной литературы отразились в рассказах «Пересолил» и «Злоумышленник»? Приведите примеры.

Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. Прочитав рассказ "Злоумышленник", мы в этом убидились.

А.П.Чехов - мастер выразительной детали. И описания природы у него не просто рисуют место действия, а помогают понять состояние героев. Это мы можем увидеть в рассказе "Пересолил".

5*. Сопоставьте суждения Чехова о слове, языке с высказываниями других русских писателей.

Л.Н. Толстой "Чем более понятно произведение искусства, тем оно выше". "Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать".

И.С. Тургенев "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

А.С. Пушкин "Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого".

К. Паустовский "Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения".

А.И. Куприн "Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен".

М. Горький "Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть".

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: