ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 295-329

Страница 295

Лев Николаевич Толстой

Вопросы и задания 

1. Как относился Л.Н. Толстой к своему родовому имению — Ясной Поляне и что вы знаете об усадьбе?

Ясная Поляна располагается в Тульской области, в 14 километрах от областного центра. Сначала эта усадьба принадлежала боярину Карцеву. Затем эту землю выкупил князь Волконский. Его внучка вышла замуж за Н.И.Толстого, отца будущего великого русского писателя и с тех пор усадьба была полностью закреплена за родом Толстых. Именно в Лесной Поляне и родился мальчик Лёва.

Лев Толстой очень любил бывать в своём родовом имении. Там сама атмосфера располагала к написанию бессмертных произведений. Его ничто не отвлекало от работы и там он отдыхал душой и телом. Природа в Ясной Поляне просто великолепная.

 

2. Какое впечатление произвела Москва на будущего писателя?

Впервые юный Толстой побывал в Москве, когда ему было девять лет. На всю изнь он запомнил свое восхищение при виде московских церквей и домов, проникся гордостью, звучавшей в голосе отца, показывавшего ему столицу.

 

3. С какими произведениями познакомился Толстой в детстве?

Лев и Собака. Это рассказывается в его биографии

 

Страница 326

Кавказский пленник

Вопросы и задания 

1. Как попали в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?

Они попали в плен из-за Костылина, который предложил отделиться от обоза и поехать впереди. Если бы они не отделились от обоза, то избежали бы плена.

Даже отделившись от обоза, у них был ещё шанс не попасть в плен. Когда на Жилина напали татары, у Костылина было ружье, если бы он не испугался татар и не бросил своего товарища тогда они бы спаслись.

 

2. Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

Ключевые слова: оптимист, пессимист, не смиряется, смиряется, трудится, ничего не делает, бездельничает, пишет письмо, выкуп, храбрый, трусливый.

Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать. Костылин же опустил руки, ждет когда за него пришлют выкуп и ничего не делает.

 

3. Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только ли потому, что он был из бедной семьи?

Он так поступил из-за того что у него была пожилая, больная мать, и он не хотел её убить окончательно этим письмом.

 

4. Чем Жилин завоевал расположение к себе татар?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар. В деревне татар Жилин был прославлен как мастер на все руки: он починил часы его хозяина, делал куклы для Дины, вылечил одного татара.

 

5. Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок?

Дина - тринадцатилетняя дочь татарина, у которого в плену находились офицеры русской армии Костылин и Жилин. Тоненькая, худенькая черноглазая девочка с красивым лицом и тоненькими ручками подружилась с Жилиным, который мастерил для нее кукол. Ей было жалко пленного русского, и она украдкой приносила ему еду: молоко, лепёшки, мясо, черешню. А однажды Дина рассказала Жилину, что его хотят убить.  

Она не видела в нем врага и не испытывала к нему ненависти. Ее детская душа тянулась к этому доброму дядьке, которые очень ласково с ней разговаривал и относился к ней по-отечески тепло.

Добрая девочка помогла пленнику бежать и очень плакала, прощаясь с русским Иваном.

Она не могла не понимать, что за такой поступок ей грозило самое строгое наказание, но и поступить по-другому она тоже не могла. Мудрая, смелая и очень отважная девочка.

 

6. Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?

Характеры Жилина и Костылина очень разные. Жилин - это человек действия. Он сильный, храбрый, имеет позитивное мышление, человек чести и воинского долга. Костылин - полная его противоположность. Это бездейственная, абсолютно пассивная и ленивая личность.

Все черты характера персонажей проявляются в их действиях. Жилин, когда его заставляют писать письмо с прошением о выкупе, пишет чужой адрес. Он беспокоится, что его мать не перенесет тяжелой вести, к тому же потратит все деньги. Костылин же с легкостью и без колебаний отправляет письмо. Когда военные решают совершить побег, это не удается от постоянного нытья и слабости Костылина. В результате в скором времени Жилину удается убежать, а Костылин так и остается бездействовать в плену.

 

7. Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа. Как в данном эпизоде раскрываются характеры Жилина и Костылина?

8. Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам?

Это введено для того, чтобы показать почему старик не любил русских и хотел , чтоб Жилина и Костылина убили.

9. Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать (и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)?

Этот вставной эпизод произвел очень сильное впечатление. Поражает в нем прежде всего старик, который собственноручно убил единственного оставшегося у него сына за то что тот перешел на сторону русских. Да в какой-то мере его можно понять и оправдать, ведь у любых народов ценится понятие честь, а сын предал своих родных, свою родину, став на сторону противника, проявил слабость, трусость, за что и был убит. Потому и к Жилину старик не испытывает ничего, кроме непримиримой ненависти, хотя тот ничего плохого ему не сделал.

10. Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой поместил свой рассказ в «Четвёртую книгу для чтения», то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать юные читатели?

Юные читатели должны осознать важные вещи. Они должны понять, что любая война, из-за каких бы причин она ни велась (религиозным, национальным и др.) бессмысленна и жестока. Неважно, к какой национальности относится человек, главное, чтобы он оставался человечным. Ведь доброта, трудолюбие, мастерство, желание помочь ценятся среди всех народов без исключения. Толстой учит юных читателей не терять самообладания и не впадать в уныние даже, в самых безвыходных ситуациях, сохранять в себе присутствие духа, бодрость н оптимизм, призывает действовать, а не сидеть сложа руки.

11. Рассмотрите иллюстрацию Ю.Н. Петрова (с. 299). Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации? На какие детали обращает он наше внимание?

Ю. Н. Петров выбрал именно этот эпизод для иллюстрации, для того чтобы показать мужество Жилина его храбрость, стойкость, силу духа. Даже в такой ситуации, оставшись один на один с целым отрядом горцев, без ружья, он сражается до последнего. Художник обращает наше внимание на то что упав с лошади Жилин тут же пытается подняться, не желая сдаваться противнику и попасть в плен.

Живое слово 

Напишите небольшое сочинение на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”?».

 

Страница 327

1. Какие высказывания Л.Н. Толстого показались вам наиболее близкими и интересными? Почему?

Мне больше всего понравилось следующее высказвание:

"Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие точные понятия"

Действительно, очень часто люди формулируют так свои мысли, что могут задеть кого-нибудь не желая этого. Неверно сказанное слово, фраза могут быть не правильно истолкованы. Надо бережно относиться к слову и учиться правильно излагать свои мысли.

 

2. Кто рассказывает историю Жилина и Костылина? Сам Толстой? Или его мысли высказывает другой рассказчик? Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос, вдумайтесь в приведённые ниже фразы; особо внимательно отнеситесь к выделенным словам. Если необходимо, обращайтесь к словарю.

«Пошёл он к полковнику, выправил отпуск...»

«Лошадь под Жилиным была охотницкая...»

«Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги...»

Мне кажется, что рассказ ведется не от автора, а от рассказчика. Я представляю бывалого военного, который знал эту историю не по наслышке. Возможно служил вместе с Жилиным и Костылиным.

3. С помощью каких художественных средств создаётся портрет старого татарина в третьей главке рассказа?

С помощью сравнения:

усы белые, как пух;

нос крючком, как у ястреба;

как волк озирается.

 

4. Прочитайте фрагмент «Освобождение» (от слов: «Вгляделся — видит: ружья блестят...» до конца рассказа). С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Какие ещё средства художественной выразительности использует в этом отрывке Л.Н. Толстой? Для чего?

При помощи глаголов передано состояние Жилина и атмосфера всего происходящего. Для ощущения накала происходящих действий, для эмоциональной окраски произведения.

Глаголы: вгляделся, обрадовался, собрался, пошел, подумал , увидали, пустились, оборвалось, замахал, закричал, услыхали, выскочили, пустились, собрался, подхватил , бежит, крестится, кричит, подбежал, окружили, плачет, выбежали, обступили, узнали, повезли, обрадовались, рассказал, остался служить на Кавказе.

Л.Н. Толстой еще использует в этом отрывке - фразеологизмы, метафоры, эпитеты, повторы.

собрался с последними силами - фразеологизм;

чистое поле - эпитет;

сердце у него оборвалось - метафора;

что было духу - фразеологизм;

сам себя не помнит - фразеологизм;

еле живой - фразеологизм;

Братцы! Братцы! - повторы.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: