ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина, Журавлев Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Страница 70

Размышляем о прочитанном

1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?

В доме Пушкиных всегда царили покой и счастье. Также к ним часто заходили поэты, художники, писатели, так что это несомненно оказало влияние на юного Александра. Также, не стоит забывать его няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Также свою роль сыграл дядя по отцу, Василий Львович, известный поэт круга Карамзина.

2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы Интернета

Пушкин умён и грамотен. Он родился в Москве 1799 года (сейчас в 2018 году ему 219 лет). У него была сестра Оленька. У него был отец, который писал стихи, а также дядя которого звали Василий Львович. От отца и дяди у Пушкина очень рано начало развиваться воображение. И уже в семь лет Александр Пушкин начал писать стихи. А к одиннадцати лет Александр уже прочитал все книги в библиотеке отца.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит», «следы невиданных зверей», «лес и дол видений полны», «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных», «королевич мимоходом пленяет грозного царя», «царь Кащей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Ассоциация со строками известного произведения А.С. Пушкина современная.

Лукоморье - это моя многострадальная страна.

Леший бродит - бомж бродит, роясь в мусорных баках.

Среди невиданных зверей - богема.

Там лес и дол видений полны - куча супермаркетов и торговых центров, которыми застроили столицу.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных - новая полиция патрулирует город иногда толпами по праздникам, иногда на машинах с сиреной.

В образе королевича мне представляется какой-нибудь идейник, который борется с несправедливостью законности в нашем обществе.

Царь Кащей над златом чахнет - неистребляемая коррупция.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы, когда читаете пролог к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зелёный...»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Когда мы читаем пролог к поэме "Руслан и Людмила", мы вспоминаем народные сказки, в которых герои встречают Бабу-ягу в избушке без окон, без дверей, или ее родственника Кащея Бессмертного; сказку про Ивана-царевича и серого волка. В пролог Пушкин вводит персонажей из собственных литературных произведений: "Сказки о царе Салтане" и поэмы "Руслан и Людмила".

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Пролог

1. Вы прослушали вступление-пролог к поэме А. С. Пушкина «Рус-лан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением, увертюрой ко всему сказочному творчеству великого поэта. А. С. Пушкин воссоздаёт широкую панораму художественного пространства мира сказки, где рядом лес, и дол, и морские волны, и высокие горы. В этом пространстве мы одновременно видим и Бабу Ягу в ступе, и Кощея Бессмертного, и сказочных витязей-богатырей, и царевну, которую непременно освободит Иван-царевич при помощи верного Серого Волка

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли его интонация? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

3.  Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Страница 89

Размышляем о прочитанном

Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях

Страница 112

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до победного конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования.

В сказке Пушкина мы же и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется, по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне, сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер, за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названную. Но потом, нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.

2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

Герой в этой сказке мне больше всего понравился сама царевна она красивая нежная добрая хозяйственная и красивая. Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства потому, что она злая тёмная и мстительная. Ведьма отличается ото всех героев этой сказке.

3. Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне...» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

"Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях" ближе к народной, потому что Жуковский использует фразеологические обороты, а Пушкин - народные слова и выражения. В описании главной героини Пушкин использует народную лексику, а Жуковский-книжную.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

В этих строках видно, что царица всё время с утра до ночи проводит в ожидании своего царя.

5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла...»?

Эти строки показывают нам душевное состояние царицы. Долгое ожидание ребенка, мужа сказалось на её самочувствии не самым лучшим образом. И когда оба её желания выполняются после стольких мучений, сердце не выдерживает и останавливается. Но умирает она счастливой, что и старается показать Пушкин словами "восхищенья не снесла.

6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

Новая жена царя была совсем не похожа на первую царицу - ту, что умерла. Первая царица очень любила мужа, терпеливо ждала его из военного похода. Вторая царица хотя и была красавицей, но характер у нее был плохой. Она была эгоисткой, любила только себя и никого больше. А еще она была злой и жестокой - велела убить падчерицу только потому, что девушка стала красивее нее.

А. С. Пушкин пишет о ней так:    

"Правду молвить, молодица  

Уж и впрямь была царица:  

Высока, стройна, бела,  

И умом, и всем взяла;  

Но зато горда, ломлива,  

Своенравна и ревнива."

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

Симпатии читателей вызывает царевна. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», так как Пушкин противопоставляет молодую царевну королеве, ее мачехе.

8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Пушкин называет по-разному героиню сказки, чтобы подчеркнуть, что в некоторые моменты она ведет себя как царица, в другие просто как баба, в третьи именно как злая мачеха. Царица относится к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха.

В полной мере выражает причины недоброго отношения к царевне словосочетание "злая мачеха".

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Богатыри относятся к царевне как к сестре. Они её уважают, не заставляют что-то делать. А у богатырей черты характера такие: смелые, добрые, щедрые и т.д.
У Царевны такие: добрая, трудолюбивая, любит животных, вежливая, тихая, преданная.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклору. В этих обращениях проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: "Аль откажешь мне в ответе?", в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Один из самых напряженных и эмоциональных моментов сказки Пушкина "О спящей царевне" оказывается ее разговор с Чернавкой, который царевна начала в глухом лесу, догадавшись, что сюда завели ее не просто так.

Поняв, что ее хотят оставить на съедение диким зверям, молодая царевна взмолилась - она ласково обращается к Чернавке и просит не губить ее, пообещав ей, что когда она станет царицей, то не забудет ее услуги отблагодарит ее.

Чернавка, на самом деле вовсе не злая, она подчиняется царице, потому что та царица и ей полагается подчиняться. Ее приказов нельзя ослушаться, но Чернавка все-таки решает помочь царевне и просто отпускает ее.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И молва трезвонить стала: И трубит уже молва:

Дочка царская пропала! Дочка царская жива!

Музыкальность тона строк создают глаголы трезвонить и трубить, которые озвучивают происходящие события. Пушкин отожествляет молву с колоколом и трубой. В колокола звонили, если случалась беда или для собирая народ, для важного события. Трезвонить — это звонить во все колокола, знак тревоги или распускать слухи, что и делала молва.

Трубить — это подавать сигнал, оповещать о победе или разносить слухи.

Олицетворяя молву с многоголосой толпой, Пушкин использует звуковую экспрессию, когда в первом случае звучит сигнал опасности, а во втором -сигнал победы.

Автор музыкально передал настроение тревоги и радости, одушевив молву через звуковые глаголы.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился…

В народных сказках встречаются: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелешенько, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить.

В авторских сказках встречаются: восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, трезвонить, трубит, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва.

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны? 

В мире музыкального искусства существует несколько произведений по сказкам великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. В 1842 году состоялась премьера оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила", созданная по одноименной поэме Пушкина. В 1900 году состоялась премьера оперы "Сказка о царе Салтане», написанная композитором Н. А. Римским-Корсаковым к празднованию 100-летнего юбилея А. С. Пушкина. Затем, в 1906 году Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу "Золотой Петушок", так же, по одноименному произведению великого русского писателя. Мне кажется, что создание музыкальных произведений по сказкам, дает возможность более полно погрузиться в прекрасный и интересный мир, созданный Пушкиным, увидеть, глазами автора постановки, живых героев сказки и места, созданные богатым воображением автора.

3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Музыкальная мелодия подходящая к сказке о Мертвой царевне не может быть какой- то одной, так как ее текст очень разнообразен и в нем происходит много действий.

Если разбираться подробно, то вот что выходит:

В первых строках, там где идет рассказ о первой царице музыка должно быть тихой и довольно грустной.

Те строки где рассказ переходит на красавицу царевну музыка становится нежной, мелодичной и плавной, девушка представляется нам лебедем.

Строки о мачехе должны подчеркиваться резкой и агрессивной мелодией, переходящей в более медленную, ну а места где появятся богатыри и Елисей будут подчеркиваться веселой и четкой, даже можно сказать бравурной мелодией.

4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

По сюжетам Пушкина снято огромное количество фильмов, мультфильмов, написано несколько опер, и сказку "О мертвой царевне" конечно не забыли в этом отношении.

Так в 1951 году вышел мультфильм с одноименным названием, который снял режиссер Иванов-Вано.

В 1978 году на экраны вышел фильм "Осенние колокола" по мотивам этой сказки режиссера Гориккера.

В 1990 году появилась опера В. Плешака с тем же названием, что и сказка Пушкина.

В 1982 году был выпущен и диафильм по этой сказке по иллюстрациям художника Мешкова.

Если бы мне пришлось поставить спектакль по сказке "О мертвой царевне", я бы в его основу положила эпизоды со встречей молодой царевны и семи богатырей и с отравленным яблоком, как ключевые в этой сказке. ну и конечно эпизод пробуждения царевны нельзя оставить без внимания.

Проверьте себя

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

"Сказка о золотом петушке" заканчивается словами:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1. Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?

В свое время эти два поэта устроили что-то на подобии литературного поединка. Они брали какую-либо народную сказку (в данном случае - про царевну, которая уколола пальчик веретеном и спала до той поры, пока её не поцеловал принц) и переделывали её в поэму. Так и родились два похожих произведения.

2. Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.

В речи царевны мы слышим наивную веру в доброту людей, в речи нищенки проскальзывает скрытая злость и ненависть.

3. Прочитайте вслух описание яблока («...Оно соку спелого полно...»). Постарайтесь передать чувства царевны, которой так понравилось яблоко, что она «не стерпела» и надкусила его.

Царевна увидела круглое, большое, красное, наливное, а главное необычной красоты яблоко.

4. Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

Мы слышим нотки беспокойство, и жажды получить помощь, дабы спасти любимую

5. Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Торжественная фоновая музыка создает ощущение праздника, счастливого финала.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: