ГДЗ по литературе 5 класс учебник Гулин, Романова Страница 150-191

Страница 150

1. Какие сказки называют литературными?

2. В чём отличия литературной сказки от народной?

3. Каких авторов литературных сказок вы знаете?

4. Как автор литературной сказки может передать своё отношение к героям и событиям?

5. Какие свойства литературной сказки могут сделать её всенародно любимой?

Страница 160

1. Подумайте, почему героиней картины А.Г. Венецианова стала женщинакрестьянка, а не мужчинапахарь. Приведите примеры календарных обрядовых песен, исполнявшихся обычно женщинами.  

2. Есть ли чтото необычное в облике женщины — её костюме, позе, выражении лица?

3. Какую особенность отношения крестьян к земле передал в своей картине А.Г. Венецианов, изобразив на переднем плане младенца?

4. Приведите примеры бережного, ласкового отношения к землекормилице в обрядовых произведениях.

5. Какое чувство вызывает у вас картина А.Г. Венецианова?

Страница 165

1. Что такое «подблюдная» песня? Как по содержанию песни догадаться, что она предвещает? Какие образы говорят о богатстве, счастье, благополучии? А какие образы, предметы могут иносказательно указывать на печаль, заботу, бедность?

2. Какие надежды, ожидания народа отразились в обрядовой поэзии? Разделяют ли их современные люди?

3. Выберите слова, выражения, которыми в обрядовой поэзии характеризуются весна, лето, земля, солнце, месяц, трава, берёза.  

4. Подчеркните в поэтических текстах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, можно ли заменить их обычными, нейтральными словами (берёзонька — берёза, кукушечка — кукушка)?

5. Какой предстаёт русская природа в колядках, веснянках, закличках и т.д.?

6. Какое отношение к природе выражено в календарной поэзии?

Страница 166

1. Что такое обряды и зачем они совершались?  

2. Какие два вида обрядовой поэзии вы знаете?

3. Какую роль в жизни крестьян играли календарные обряды?

4. Приходилось ли вам наблюдать старинные обрядовые действа? Почему они стали редкостью?

5. Как в обрядовой поэзии проявилась наблюдательность и одарённость русского народа?

Страница 172

1. Как вы поняли, в чём различие природы и цивилизации? Как они взаимосвязаны?

2. Какие литературные произведения на тему отношений природы и человека вы читали?

3. Какую роль играет природа в сказках?

4. Вспомните пословицы и поговорки о природе.

Страница 175

1. С каким взглядом на природу спорит Батюшков в этом стихотворении?

2. Почему поэт называет природу владычицей?

3. Какое выражение в стихотворении напоминает нам об обрядовой поэзии?

4. Согласны ли вы с тем, что только природа способна оживить душу человека во времена жизненных испытаний?

5*. В некоторых изданиях стихотворение публикуется без последних четырёх строк. Как меняется его общий смысл при таком сокращении?

Страница 179-180

1. Сравните описание зимнего утра и вечера в стихотворении Пушкина. Для чего поэт сопоставляет утро и вечер? Можно ли назвать это противопоставлением?

2. Найдите в тексте стихотворения особенно значительные (ключевые) слова, которые помогают Пушкину выразить своё настроение. Определите это настроение.

3. Каким явлениям из жизни человека уподобляет поэт явления природы?

4*. Как вы думаете, образ «друга прелестного», «красавицы» влияет на восприятие природы поэтом? Можно ли утверждать, что это стихотворение не только о природе, но и о любви?

5. Прочитайте и выучите наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина: «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Ещё дуют холодные ветры…».

6*. Напишите творческую работу о вашем любимом времени года, опираясь на собственные впечатления. Упомяните о том, каким это время года предстаёт у писателей. Можно сопроводить свою работу иллюстрациями.

Страница 188

1. Попробуйте нарисовать иллюстрацию к стихотворению Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Что вы изобразите?

2. Чему учит поэта встреча с природой? Чем образ природы, созданный Лермонтовым, близок народным представлениям?

3. Можно ли считать восточное сказание «Три пальмы» стихотворением об отношениях человека и природы?

4. Какой смысл, по-вашему, вложил Лермонтов в историю о трёх пальмах? Какую роль в нём играет приём олицетворения?

5. Как передать необычное строение этого стихотворения, читая его вслух?

6*.  Создайте сценарий небольшого фильма по стихотворению «Три пальмы». Расскажите, на какие кадры-картины можно его разделить. Опишите каждую картину, как вы её представляете. А какими средствами можно было бы в фильме передать поучительный смысл стихотворения?  

7. Прочитайте другие стихотворения поэта: «Из Гёте» («Горные вершины…»), «На севере диком…», «Утёс» («Ночевала тучка золотая…»). Какое из них, по вашему мнению, можно назвать притчей? Почему?

8*. Можно ли утверждать, что природа в стихотворениях Лермонтова важна не сама по себе, а лишь как средство ярче показать внутренний мир человека, его чувства и настроения? Организуйте в классе беседу на эту тему.

9. Выучите наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова. Объясните, почему вы решили выбрать именно это произведение.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: